ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС (от
икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами в православном
храме, отделяющая от осн. части его интерьера алтарную часть. И. пришёл
на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме
(высокий И.) известен с нач. 15 в. (И. Благовещенского собора в Моск. Кремле,
1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Город-ца). Строгая
религ. иерархия сюжетов (внизу - "местные" иконы, над ними рядами - "деисусный
чин", "праздники", "пророки"), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями
отд. икон, их ритмич. и цветовым строем, а также симметричность их расположения
определяют общую композицию И., вк-рой живопись и позолоченная резьба деревянного
архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное
единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 - нач. 19 вв., решённые
в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный
вход в алтарь.


Лит.: Древнерусское
искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись,
М., 1970, с. 128-39.

Иконостас
Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П.
Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я