ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от
лат. illustratio-освещение, наглядное изображение) 1) объяснение с помощью
наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее' и дополняющее текст
(рисунки, гравюры фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область
искусства, связанная с изобразительным истолкованием лит. и науч. произв.
В строгом значении термина к И. следует относить произв., пред- назначенные
для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие
в процессе чтения). Развитие иск-ва И. в этом её значении тесно связано
с историей книги. За пределами И. как таковой остаются изобразит.
интерпретации лит. текстов, не предназна- ченные непосредственно для оформления
книги (таковы, напр., илл. Боттичелли к "Божественной комедии" Данте О.
Домьек "Дон-Кихоту" Сервантеса В. А. Серова к басням И. А. Крылова) И.,
входя в художеств, организм книги, газеты, журнала, дополняется др. де-
коративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), к-рые
также могут составлять образный комментарий к тексту.


Первоначально
рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра) после изобретения
книгопечатания
\ ксилографии
И. становится гл. обр. со ставной частью
графики.
Наиболее
ранние ксилографические И. появляются в Китае в 6-7 вв., получая особое
распространение с 12 в. Кит. И. (сохраняющая композиционные приёмы живописи)
отличается выразительной лапидарностью изобразит, языка. В кон. 16 в. в
Китае возникает цветная гравюра на дереве вплоть до 20 в. особой популярностью
пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает
в нач. 17 в. Расцвет японской ксилографич. И. приходится на 18 - нач. 19
вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И. (по отношению
к к-рым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие
живого мира.


Европ. ксилографии.
И., зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с иск-вом миниатюры,
становится важным средством для распространения религиозно-дидактич., а
позднее гума-нистич. и реформационных идей. Ранние И. вырезались на одной
доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором;
они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком
шрифта (особенно изысканны произв. итал. ксилографов кон. 15 - нач. 16
вв.). В 16 в. в


А. А. А г и
н. "Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые
души*. 1846 - 47. Ксилография Е. Е, Бернардского. иск-ве
И. растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных
эффектов.


Крупнейшими
мастерами И. эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут,
В. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, X. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший,
Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский
в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16-17
вв. возникают также и первые рус., укр. и белорус, ксилографич. И. С кон.
16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в
самостоятельную композицию, к-рую исполняли на отд. листе и вклеивали в
текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной
триумфальной арки. 17
в. - период бурного расцвета науч. И. Среди мастеров И. 17 в. - А. Темпеста,
С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс
во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в
Чехии. В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение
получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая
взаимоотношения лит. персонажей, отбирают гл. моменты повествования, выявляют
их внутр. связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю.Гра-вло, Ж.
М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходо-вецкий в
Германии, У. Хогарт в Англии,Дж.Б. Пьяццетта в Италии). Замечат. образцы
естеств.-науч. И. создают в нач. 19 в. Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в
США. На рубеже 18-19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразит, средства
- торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для 19 в. характерны
как законч. И. - композиции на отд. листах, так и беглые наброски в тексте.
Остро сатирической злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных
с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиля во Франции).
У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж.
Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенна воссоздают эмоциональную
атмосферу произв., основываясь на широком диапазоне чувств: от мистич.
экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер).
Внимательно интерпретируют произв. лит-ры илл. Г, Доре во Франции, А. Менцеля
в Германии,. X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого,
Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В кон. 19 в. не-огранич. свобода
репродуцирования любого изображения (появилась фотоме-ханич. репродукция)
резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник,
но в то время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства
И. и книги в целом. К достижению синтетич. единства И. со шрифтом и орнаментальными
элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном).
Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи
художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтич.
течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину
в России. Проблемы декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности
И. решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бе-нуа, М. В. Добужинский,
Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют лит. тексту, изображаемой
эпохе. К значит, достижениям иск-ва И. кон. 19 - 20 вв. принадлежат также
произв. Т.Стейн-лена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака,
Д. Н. Кардовского в России; П. Хогарта в Англии; Р. Кента в США. Большое
место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником лит. текста;
И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим
многозначнссть его толкования (илл. М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса,
П. Пикассо во Франции,



В. А. Фаворскип.
Иллюстрация к книге "Руфь". Ксилография. 1У24.


Ф. Мазереля
в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).


Сов. книжная
И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания.
1920-е гг. для сов. И.- период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А.
И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев,
Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в
И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства
И. и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги.
Для И. 1930 - нач. 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики
психологич. стороны повествования, к реалистич. достоверности образов,
к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы,
Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рис., литография)
сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна сов. И. 2-й пол.
1950- 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные
И. к произведениям рус., сов., иностр., а также детской литературы создают
Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев,
Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И. Пиков в РСФСР, В. И. Касиян на Украине,
С. С. Ко-буладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в
Армении, А. А. Кучас в Литве и др.


Интересны и
разнообразны достижения иллюстраторов социалистич. стран (А. Вюрца в Венгрии,
В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича,
Ю.Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).


Илл. см. на
вклейке, табл. III, IV (стр. 208-209).


Лит.:Тынянов
Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: "Архаисты и новаторы", Л., 1929; Кузьминский
К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII - XIX вв., М., 1937; Чегодаев
А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева
Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления
русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство
книги, в. 1-6, М., 1960 - 70; В 1 a n d D.. A history of book illustration,
Cleveland - N. Y., 1958; L e-wis V., The twentieth century book, L., 1967.
Г.
Л. Демосфенова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я