ИМАЖИНИЗМ

ИМАЖИНИЗМ (от
имажизм), литературная группа, существовавшая в России в 1920-е
гг. Первая декларация имажинистов (жури."Сирена", Воронеж, 1919, 4-5;
газ. "Советская страна", М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С.
Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б.
Эрдманом, Г. Якуловым; позже присоединились поэты А. Кусиков, И. Грузи-нов
и др. В издательстве "Имажинисты" вышло более 20 книжек
участников группы; они же выпускали журн. "Гостиница для путешествующих
в прекрасном" (1922-24; вышло 4 номера). В программных установках имажинистов
общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной
тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности
поэтич. речи. Однако на практике и в трактовке природы образности И. весьма
разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся
собств. программой ("Ключи Марии", 1918). Он ориентировал поэзию на естественную
образность ("органическую фигуральность") рус. языка, нац. стихию и нар.
творчество. Главные же ревнители И. - Шершеневич и Мариенгоф, - напротив,
началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование
образов), противопоставляя её живой реальности; не случайно их творчество
сохраняло влияние раннего футуризма. В программе И. осн. достоинством поэтич.
иск-ва утверждались "образ как таковой" и "ритмика образов". Образ же сводился
преим. к "образности" отд. слова (подчас в противовес его "понятийности"),
к сравнению, метафоре и метафорич. ряду. Самоцельность "малых образов",
щеголянье тропом, поэтич. ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии
(и теории) И. резкостью образных переходов и главное - каталогизацией образов,
не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа И. устремлена
к формотворчеству и "искусству для искусства". Декларативным заявлениям "лидеров" И. свойственна проповедь антагонизма иск-ва и государства. Лозунги
имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью
и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой
поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной
реальностью - упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное
шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии
(у Мариенгофа). Уже в 1921 Есенин писал: "У собратьев моих нет чувства
родины во всем широком смысле этого слова... Поэтому они так и любят тот
диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния
ради самого кривляния" ("Быт и искусство", 1921, см. Собр.соч.,т. 5,1962,с.
61). В 1924 Есенин, с к-рым и была связана известность И., заявил (письмом
в газ."Правда" от 31 авг.) о своём выходе из группы, что привело к её фактич.
распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы
имажинистской критики: "2x2 = 5" Шершеневича, "Буян-Остров. Имажинизм"
Мариенгофа, "Имажинизма основное" Грузинова; поэзии - "Явь" и "Слепые ноги"
Мариенгофа, "Лошадь как лошадь" Шершеневича. Поэтика И. своеобразно запечатлена
в поэме "Кобыльи корабли" С. Есенина.



Лит.: Ермилова
Е. В., Лирическое "я" в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты,
в сб.: Критический реализм 20 в. и модернизм, М., 1967; Советское литературоведение
и критика. Библиографич. указатель, М., 1966, с. 222-223.

А. Е. Троицына.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я