ИМПРОВИЗАЦИЯ
(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. im-provisus - неожиданный,
внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе
его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театр, иск-ве и др.
Истоки И. в проф. иск-ве восходят к нар. творчеству. С древнейших времён
у разл. народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (др.-греч.
аэды, зап.-европ. шпильманы, рус. сказители, укр. кобзари, казах, и кирг.
акыны и др.). В проф. иск-ве наибольшее развитие получили поэтнч. и муз.
И. Поэтич. И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором
был А. Мицкевич; среди рус. поэтов иск-вом И. владели П. А. Вяземский,
В. Я. Брюсов ("Вешние воды") и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел
А. С. Пушкин в "Египетских ночах". К И. относят жанр экспромта.
Музыкальная
И. в проф. художеств, творчестве сформировалась под влиянием нар. импровизирования
и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой
вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными,
приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в
той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились
всё более регламентированными. Проф. квалификация музыканта, напр, органиста,
долгое время определялась его мастерством в т. н. свободной И. полифонич.
муз. форм (прелюдий, фуг и др.). С кон. 16 в., с утверждением гомофонно-гармонич.
склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система т. н. генерал-баса
(цифрованного
баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения.
В 16- 18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес
и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура).
Высокохудожеств.
проявление И. находит в иск-ве орнаментики. Однако злоупотребление И.,
превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское иск-во, привело к её
вырождению. Усложнение форм муз. творчества и углубление его содержания
в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи муз.
текста произв., устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й пол.
19 в. И. в форме т. н. свободного фантазирования
занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей
(Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд муз. жанров носит
названия, указывающие на их частичную связь с И. (напр., "Фантазия", "Экспромт",
"Прелюдия", "Импровизация"). В совр. муз. практике И. не имеет существенного
значения, исключая джазовую музыку, к-рой органически присущи элементы
И. (см. Джаз), и нек-рые модернистские течения, широко применяющие
произвольную И.
И. в танце
с древнейших времён является неотъемлемой частью нар. обрядов, игр и празднеств.
В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в нар. представлениях,
но и в проф. иск-ве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма.
Во многих нар. танцах в ответ на "вызов" продемонстрировать силу, ловкость,
удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские
груз., арм. и др. танцы). И. в нар. танце проявляется также и в соревновании
(рус. перепляс и др.).
Возросшее значение
музыки в хореографич. иск-ве нач. 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.:
интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным
было иск-во А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й
пол. 20 в. И. остаётся обязательным элементом нар. танца, широко используется
в бальных танцах (чарлстон, лип-си, твист, шейк и др.).
И. в театре
- игра актёра, основанная на его способности строить сце-нич. образ, действовать
и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных
сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления.
Зародившись в нар. театр, творчестве, свойственная нар. иск-ву в разных
его формах, И. была одним из существенных элементов сценич. действия древнего
театра Востока (существует и в наст, время), присутствовала в античном,
средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня иск-во И. достигло
в нар. итал. комедии делъ арте (16-18 вв.) и франц. фарсе (15-16
вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стнлнстнч. приём (напр., у К.
Гоцци).
В нач. 20 в.
интерес к И. в рус. и зап.-европ. театре был связан со стремлением активизировать
творческие силы актёра, обогатить совр. театр путём приобщения его к истокам
нар. художеств, культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитат.
работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итал. комедии дель арте
и рус. балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда,
творчества Е. Б. Вахтангова (в "Принцессе Турандот" Гоцци импровизационное
начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919-38
в Москве существовал театр И.- "Семперанте". Иск-во И. составляет один
из осн. элементов совр. театр, педагогики.
Лит.: WеhIе
G. F., Die Kunst e'er Improvisation, Bd 1 - 3, Munster, 1925-32; Fellerer
K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, "Die Musikpflege", Jahng,
II, 1932; Ferand Е. Т.,Die Improvisation, 2 Ausg., Koln, 1961.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я