ИНДЕЙЦЫ

ИНДЕЙЦЫ общее
назв. коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов).
Назв.
возникло от ошибочного представления первых европ. мореплавателей (Христофора
Колумба и др., кон. 15 в.), считавших открытые ими заатлантические земли
Индией. По антропологическому типу И. принадлежат к американской расе.
Общая приблизит. численность И. в Америке св. 30 млн. чел. (оценка
на сер. 1960-х гг.). Языковая дробность И. очень велика (см. этнографич.
карты при статьях Северная Америка и Южная Америка). Языки
И. изучены неравномерно. Религ. верования И. в прошлом - различные родоплем.
культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма
и др.). У совр. И. эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых
и малодоступных р-нах Америки (басе. р. Амазонка и др.), большинство же
И. восприняло христианство: в Юж. Америке гл. обр. католицизм, а в Сев.
Америке преим. различные направления протестантизма. Полагают, что предки
И. и эскимосов переселились в Америку 30- 20 тыс. лет назад, из Сев.-Вост.
Азии через область Берингова м. и пролива. Уровень культуры первых переселенцев
соответствовал позднепалеолитич. и ме-золитич. культурам Старого Света.
Расселение И. по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось
многие тысячелетия.


До европ. колонизации
(началась в 16 в.) большинство племён Сев. и Юж. Америки находилось на
различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский
род (ирокезы, мускоги, хопи, мн. племена басе, р. Амазонка и др.).
У других формировался отцовский род (племена С.-З. и Ю.-З. Сев. Америки,
мн. племена Юж. Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода
от родового к классовому обществу. И. Центр, и Юж. Америки (ацтеки, майя,
инки) жили уже классовыми обществами.


К началу европ.
колонизации в Америке сложилось несколько культурно-историч. областей:
1) Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Северо-западное
побережье Сев. Америки - область специализированного рыболовства и морской
охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, селиши и др.).


3) В Калифорнии
- область собирателей желудей, охотников и рыболовов.


4) Север Канады
и внутр. часть Аляски - область расселения алгонкинских и атапаскских племён,
осн. источник существования к-рых - охота на оленя-карибу и рыболовство.
5) В вост. части нынешней терр. США жили племена оседлых земледельцев (вост.
ал-гонкины,
ирокезы, мускоги). 6) После открытия Америки в степной зоне сложилась
культура конных охотников на бизонов (сиу, дакота, оседжи, ман-даны,
арапахо, чейенны, пауни. кэддо, вичита). 7) Юго-запад Сев. Америки
(совр. штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) - область развитого зем-ледельч.
х-ва с применением искусств. орошения (И.- пуэбло, пима); здесь
же после колонизации возникла ското-водч. культура навахов,
заимствовавших
многое у соседних земледельч. племён. 8) Наиболее значит, развития в доколум-бовой
Америке достигли И. Центр. Америки и Анд. В этих р-нах преобладало земледельч.
х-во с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до
сложной оросит, (ацтеки) и террасовой (Др. Перу); издревле выращивались
маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в
Андах - картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака
в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные
рабовладельч. города-государства. 9) В тропич. частях Юж. Америки (басе.
Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся
мотыжным земледелием (культивировали препм. маниок и маис), а также И.,
жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
10) Много общего с культурой И. сев.-амер. степей имели охотничьи племена
аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в 17-18 вв. конными
охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола). 11) На крайнем юге Юж.
Америки и на о-вах Огненной Земли местные И. (она, ямана, алакалуфы) вели
полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских
моллюсков.


Европ. колонизация
прервала естеств. ход развития И. Большое число И. Сев. Америки было истреблено
колонизаторами, оставшиеся племена поселены в резервации США и Канады.
Только на крайнем С. материка местные И. продолжают вести полукочевую жизнь:
они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно
их эксплуатирующих. Значит, часть. И. США ассимилируется американцами,
пополняя ряды амер. городского и сельского пролетариата и беднейшего фермерства.
В Лат. Америке мн. племена И. также были уничтожены (И. Вест-Индии, Уругвая,
Аргентины). Лишь незначит. часть И. сохранила свой культурно-бытовой уклад
(в глухих р-нах басе. р. Амазонка). В целом ряде лат.-амер. стран И. явились
важным компонентом сложения совр. наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы,
перуанцы
и др.). В нек-рых странах языки И. бытуют наряду с испанским
(кечуа - в Перу, Боливии, Экуадоре, гуарани - в Парагвае, где он является
вторым офиц. языком). Индейские народы отстаивают своё право на развитие
самобытной культуры и борются за равноправие вместе со всеми др. народами
Америки.


Вклад И. в
мировую культуру весьма значителен: народы мира восприняли от них возделывание
маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника, табака и
др. И. создали заме-чат. памятники архитектуры, изобразит, иск-ва, нар.
поэтич. творчества.

И. А. Золотаревская.


Искусство И.
В Центр. Америке и в области Анд ко времени европ. колонизации существовала
высокоразвитая художеств, культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика,
Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя,
Миште-ки, Ольмекская культура, Сапотеки, Толътеки).
Искусство многочисленных
племён, находившихся на стадии первобытнообщинного строя, было тесно связано
с бытом и материальным производством; оно отразило острые наблюдения охотников,
рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологич. представления и богатство
орнаментальной фантазии. Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны,
куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические
палатки (типи И прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками,
листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или кам. хижины в горных
р-нах Юж. Америки; общинные жилища - дощатые дома на северо-западе Сев.
Америки; крытые корой каркасные "длинные дома" в р-не Великих озёр; кам.
или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Сев. Америки. Резьба по
дереву, особенно богатая на сев.-зап. побережье Сев. Америки (полихромные
тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фаптастич. изображений),
встречается и у ряда юж.-амер. племён. Широко были распространены плетение,
ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамич. и деревянной
утвари и фигурок. В росписях известны и фантастич. изображения, и богатый
геометрич. орнамент,
и воен. и охотничьи сцены (рисунки И. прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах
бизонов). Яркое, самобытное иск-во И. в ряде стран (США, Канада, Уругвай,
Аргентина и др.) было уничтожено или обречено на угасание; в др. странах
(Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Экуадор и др.) оно стало основой нар.
иск-ва колон, периода и нового времени.


Илл. см. на
вклейке, табл. VI (стр. 208-209).


Лит.: Энгельс
Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Народы Америки, т. 1 - 2, М., 1959 -
60 (библ.); Индейцы Америки, М., 1955 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая
серия, т. 25); Американский этнографический сборник, М., 1960 (Труды Ин-та
этнографии АН СССР. Новая серия, т. 58); Морган Л. Г., Дома и домашняя
жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Фостер У., Очерк политической
истории Америки, пер. с англ., М., 1953; W i s s-1 е r Cl., The AmericanIndian,
3 ed., N. Y., 1950; Appleton le Roy H., Indian art of the Araericas, L.,
1950; Соvarrubias M., The eagle, the jaguar and the serpent..., N. Y.,
1954; Dockstader F. J., Indian art in America, Greenwich (Connecticut),
1961.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я