ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц.
individualisme, от лат. individuum - неделимое), тип мировоззрения, сутью
к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в
его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному
строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции
- в моральном поведении, так и в различных концепциях - этич., филос.,
идео-логич., политич. и т. п. Концепции И. изображают человека как изначально
несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм).
И. не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды
ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему
социальному целому как несамостоятельные его частицы; там индивиды не доросли
даже и до И. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово-антагонистич.
формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны,
инди-виды обретают самостоятельность, но, с другой - их культурно-историч.
силы получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес
их непосредственному бытию (см. Отчуждение).
Таковы частнособственнические,
особенно бурж., отношения, к-рые Маркс называл "чисто атомистическими"
(см. там же, т. 23, с. 103); они порождают точку зрения изолированного
одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого
социального целого, что на деле является результатом длит, общественно-историч.
процесса. Коренное противоречие И. состоит в том, что он для самоутверждения
индивида предполагает индивидуализацию общественно выработанных культурных
богатств, но одновременно не признаёт обществ, источника, характера и направленности
самой этой индивидуализации.


Уже ранние
концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич.
обществе (киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен
культ индивидуальности, переходящий в И. Идеологи Просвещения часто делают
своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной
атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции
более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец М. Штирнер ("Единственный
и его достояние", рус. пер. 1906) провозгласил отречение "Я" от всего того,
что не дано как "Мое"(критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд.,
т. 3). Поскольку И. выносит всякую логику обществ, процесса за пределы
человеческой сущности, это создаёт возможность иррационалистич. осмысления
его позиции. Такую возможность наиболее полно реализовал экзистенциализм.
В
условиях монополистич. капитализма преобладают следующие тенденции: 1)
на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм,
связанный с апологией манипуляции людьми со стороны бурж. социальных институтов,
с утверждением "человека организации"; 2) усиливается утилитаристское отношение
к культуре, уход человека от широких проблем обществ, жизни и борьбы в
потребительство. На почве анархистской и нигили-стич. ультралевой "революционности"
бунтовщический И. сочетается с примитивнейшим антииндивидуализмом (маоизм,
гошизм),
враждебным социализму и мировому коммунистич. движению.


Марксизм объяснил
природу, ист. роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм
не противопоставляет ему безличные обществ, формы, оторванные от индивидов,
а ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное освоение
индивидами сложного и противоречивого содержания их обществ, жизни. Целостное
развитие самостоят, личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью
и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех "суррогатов коллективности"
(см. там же, с. 75). В борьбе за коммунизм условием свободного развития
всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с.
447). Эта идея стала программным положением коммунистич. партии: "Всё для
человека". Коммунистич. воспитание, вся идеологич. деятельность коммунистич.
партии направлены на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие,
противопоставление коллективу, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне,
целостно развитой личности, исполненной идейности, глубокой ответственности,
нравств. активности, творч. отношения ко всем аспектам социальной жизни.
г.
С. Батищев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я