ИНДИКАТОРНАЯ ДИАГРАММА

ИНДИКАТОРНАЯ ДИАГРАММА графическое изображение изменения давления газа или пара
в цилиндре поршневой машины в зависимости от положения поршня. И. д. вычерчивается
обычно с помощью индикатора давления. По оси абсцисс откладывается объём,
занимаемый газами в цилиндре, а по оси ординат - давление. Каждая точка
на И. д. показывает давление в цилиндре двигателя при данном объёме, т.
е. в данном положении поршня (точка r соответствует началу впуска; точка
а - началу сжатия; точка с - концу сжатия; точка z - началу расширения;
точка b - концу расширения). И. д. даёт представление о значении работы,
производимой двигателем внутр. сгорания или насосом, и об их мощности,
рабочее тело совершает полезную работу только в течение рабочего хода.
Поэтому определения полезной работы необходимо из площади, ограниченной
кривой расширения zb, вычесть площадь, ограниченную кривой сжатия ас. Различают
теоретич. и действительную И. д. Теоретическая строится по данным теплового
расчёта и характеризует теоретич. цикл; действительная И. д. снимается
с работающей машины при помощи индикатора и характеризует действительный
цикл (см. рис.).


Для удобства
ведения расчётов и сопоставления между собой разных двигателей переменные
по ходу поршня давления заменяются условным постоянным давлением, при к-ром
за один ход поршня получается работа, равная работе газов за цикл с переменным
давлением. Это постоянное давление наз. средним индикаторным давлением
и представляет собой работу газов, отнесённую к рабочему объёму поршневой
машины.


Лит. см. при
ст. Двигатель внутреннего сгорания. Б. А. Куров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я