ИНДОЛОГИЯ
индианистика,
комплекс дисциплин, связанных с изучением истории народов Индостана, их
культурного наследия, идеологич. воззрений, лит-ры, искусства и языков,
а в новейшее время - также экономич., социальных и политич, проблем Индии.
И. сформировалась в Европе в нач. 19 в., но интерес европ. народов к Индии
восходит к античности (Мегасфен, Арри-ан и др.). В ср. века описания Индии
дают кит. паломники (Фа Сянь, 5 в.; Сюань-Цзан, 7 в.) и арабоязычные учёные
(особенно хорезмиец Бируни, 11 в.), позднее - европ.путешественники (Марко
Поло, кон. 13 в.; Афанасий Никитин, 15 в.,и др.). Открытие морского пути
в Индию и начало европ. колонизации привело в страну в 16-18 вв. большое
число христианских миссионеров и купцов, изучавших местные языки и обычаи.
С кон. 17 в. значит, роль в сборе и публикации сведений об Индии играли
чиновники колон. компаний. В первый период развития И.
(до нач. 20 в.) в ней определилось два направления: прикладное, связанное
с практич. задачами колон, управления, и академическое, сосредоточившее
внимание на изучении памятников письменности и общих историко-филологич.
проблемах данного региона. Толчок к
возникновению И. был дан в кон. 18 в., когда в связи с решением административно-правовых
вопросов англ, чиновники обратились к изучению памятников на санскрите.
У. Джонс, Г. Колбрук (Великобритания) и др. познакомили Европу с санскритом
и образцами древнеинд. словесности. Развитию европ. И. содействовали богатейшие
филологич. традиции Древней Индии, включавшие детально разработанные принципы
членения текста, грам матику, лексикографию, этимологию поэтику, метрику
и т. п. Освоение эти: традиций вместе со сбором оригинальны: текстов и
их изучением составило осн содержание академич. И. 19 в. Наряд; с общим
интересом к истории духовно! культуры человечества развитие И. i Европе
стимулировалось широким рас пространением сравнительно-историч языкознания,
базировавшегося на изу чении санскрита. Знакомство с санскри том побудило
Ф. Шлегеля и Ф. Бопп; (Германия) заняться сопоставлением индо европ. языков,
и вскоре санскрит ста.; важнейшим объектом изучения на кафед pax сравнительного
языкознания, появив шихся в крупнейших университетах Ев ропы (включая Россию)
и США. Резуль татом явилось всестороннее исследованш грамматического строя
санскрита - ра боты Т. Бенфея, Б. Дельбрюка (Герма ния), И. Шпейера (Голландия),
У. Уитш (работал в США), Я. Ваккернагеля (Швей цария)и др. и создание словарей
(круп нейший из них - т. н. "Петербургский" О. Бётлингка и Р. Рота, 7 тт.,
1855-75) Вслед за санскритом изучались паль и прокрыты.
Филологич.
исследования сосредоточивались в первую очередь вокруг "Ригведы"и
примыкающей к ней лит-ры - Э. Бюрнуф (Франция), М. Мюллер (работал в Великобритании),
Г. Грасман, Г. Ольденберг, К. Гельднер (Германия), М. Блумфилд (США) и
др. Большое внимание уделялось буддизму, особенно его южной, палнйской,
ветви - X. Лассен Р. Франке, Э. Виндиш (Германия), Э.Сенар (Франция), Т.
Рис-Дейвидс (Великобритания) и др. и второму крупному религиозному движению
инд. древности -
джайнизму - Г. Якоби, А. Вебер (Германия) и др., памятникам эпич. и классич.
санскритской лит-ры, древнеинд. поэтике, философским системам, религиям
- Р. Г. Бхандаркар (Индия), общественным установлениям и пр. Эта работа
протекала гл. обр. в русле публикации текстов, их комментирования и перевода
на европ. языки. Наряду с составлением описаний санскритских (и частично
других индийских) рукописей из крупнейших собраний Европы и Индии, увенчавшимся
созданием первого сводного "Каталога каталогов" (3 тт., 1891 - 1903) Т.
Ауфрехта (Германия), она дала возможность систематизировать громадный объём
доступной к тому времени древней инд. лит-ры, оригинальной и комментаторской,
и приступить к созданию обобщающих трудов. Осн. достижения И. 19 в. были
суммированы в изданной в Страсбурге "Энциклопедии ин-доарийских исследований"
(1896-1915).
Прикладное
направление И., развивавшееся преимущественно в самой Индии, вытекало из
интересов и потребностей колониальной администрации. Были созданы сравнительные
и историч. грамматики новых индоарийских языков - Р. Г. Бхандаркар (Индия),
Дж. Бимс, Р. Хёрнле, С. Келлогг, Э. Трумп (Великобритания) и др.- и дравидийских
языков -Р. Колдуэлл (Великобритания). Стала изучаться написанная на них
лит-pa - Ж. Гарсен де Тасси (Франция), Дж. А. Грирсон (Великобритания).
Начались сбор и изучение историч. хроник - X. Эллиот, Дж. Доусон (Великобритания)
и др., эпиграфических - Э. Хулч, А. Барнел (Великобритания), Г. Бюлер (Германия)
и др., нумизматических - Э. Рапсон, А. Смит (Великобритания) и др., этнографических
- В. Крук, X. Рисли, Р. Рассел и др., фольклорных - Р. Темпл (Великобритания),
Л. Б. Де, М. Венкатасвами (Индия) и др.- материалов. Были составлены география,
справочники по стране в целом и отдельным её районам.
Первым рус.
индологом был Г. С. Лебедев, оставивший описание быта и обычаев индийцев
и грамматику калькуттского жаргона хиндустани. С сер. 19 в. в Академии
Наук и ряде университетов развивается изучение санскрита (Р. X. Ленд, О.
Бётлингк, П. Я. Петров, К. А. Коссович, Д. Н. Овсянико-Кули-ковский и др.).
Выдающийся индолог, занявшийся палийским буддизмом, И. П. Минаев и китаист
В. П. Васильев создали рус. буддологич. школу, завоевавшую мировое признание
благодаря трудам С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щер-батского, организовавших
для публикации севернобуддийских текстов серию "Bibliotheca Buddhica" (с
1897).
Развитие И.
в 20 в. характеризуется неуклонным возрастанием масштабов работы во всех
направлениях, включением в сферу И. новых для неё социально-политич. и
экономия. проблем современности и перемещением центра исследовательской
деятельности в саму Индию, где подъём нац.-освободит, движения в начале
века пробудил живой интерес к политич. и культурному прошлому страны, ещё
более укрепившийся после завоевания Индией независимости (1947). Всё больший
удельный вес в индологии, лит-ре занимают монография, исследования отдельных
проблем и капитальные обобщающие труды. Большие успехи достигнуты в изучении
истории: вслед за ч Кембриджской историей Индии" (6 тт., 1922-37), написанной
крупными англ, индологами Дж. Алланом, У. Хейгом и др., инд. учёными в
50-60-х гг. создана под гл. редакцией Р. Ч. Маджумдара многотомная "История
и культура индийского народа", к-рой предшествовал широкий круг частных
исследований (труды У. Гхошала, Д. Д. Косамби, Р. Мукерджи, К. Паник-кара,
К.Нилаканта Шастри и др.). Успехи историков опираются на серьёзные достижения
археологии (важнейшее из них - открытие цивилизации долины Инда, 3-2-е
тыс. дон. э.) и эпиграфики (открытие и прочтение новых надписей, составление
их корпусов). Значительно продвинулось изучение вед: Л.
Саруп, Б. Гхош (Индия), Л. Рену (Франция), П. Тиме (Германия) и др.
В области философии
и религии заметное место заняло изучение северного буддизма: Де ла Балле
Пуссен (Франция), рус. учёный Ф. И. Щербатской, Д. Судзуки (Япония), Н.
Датт (Индия) и др. Появились обстоятельные исследования общей истории философии
С. Радхакришнана (Индия) и др. Созданы обобщающие труды по истории и теории
древнеиндийской - М. Винтерниц (Германия), А. Кейт (Великобритания), С.
К. Де, П. В. Кане, В. Рагхаван, Р. Н. Данде-кар (Индия) и др.- и новых
инд. лит-р. Составление Дж. Грирсоном (Великобритания) всеохватывающего
"Описания языков Индии" (Калькутта, 1899-1928) стимулировало дальнейшую
активизацию науч. изучения индоарийских - С. Чаттерджи, С. Сен, С. Катре,
С. Варма (Индия), Ж. Блок (Франция), Р. Тёрнер (Великобритания) и др.-
и дравидских - Т. Бэроу (Великобритания), М. Эмено (США), Бх. Кришнамурти
(Индия) и др.- языков.
После 2-й мировой
войны 1939-45 как в самой Индии, так и в Зап. Европе и США расширилось
изучение экономия, и социальной истории Индии, образовались группы историков-марксистов
в ун-тах Дели (Бипан Чандра и др.), Алигарха (И. Хабиб и др.), Калькутты
(Д. Чат-топадхьяя, С. Саркар и др.). Прогрессивное направление в изучении
социаль-но-экономич. истории Индии представлено также в работах инд. учёных
Р. Тха-пар, Т. Райчаудхури и др.
Широкое развитие
получило изучение экономич. и политич. проблем современной Индии (Д. Р.
Гадгил, К. Н. Радж, С. Ч. Гупта, В. Б. Сингх и др.- Индия, Д. Торнер, Ш.
Беттельхейм - Франция, Д. Ротермунд - ФРГ, М. Вайнер, Р. Л. Парк, Дж. Розен
- США, У. Моррис-Джонс - Великобритания и др.).
Важное место
в И. заняло проведение конкретных социологич. и социолого-эт-нографич.
исследований (работы М. Шриниваса и его школы в Индии, Л. Дюмона во Франции,
Ф. Бейли, X. Фюрер-Хаймендорфа в Великобритании и др.).
В СССР наряду
с санскритологией (П. Г. Риттер, Д. Н. Кудрявский, Р. О. Шор, Б. Л. Смирнов,
В. С. Воробьёв-Десятовский, В. И. Кальянов, А. Я. Сыркин, И. Д. Серебряков,
В. Г. Эрман, П. А. Гринцер, Т. Я. Ели-заренкова и др.) и оуддологией широко
развивается изучение Индии как в филологическом (А. П. Баранников, В. М.
Бескровный, Е. П. Челышев, В. А. Новикова, Е. М. Быкова, Е. В. Паевская,
М. С. Андронов, Т. Е. Катенина, 3. М. Дымщиц, А. Н. Шаматов и др.), так
и в историч., социальнополитич., экономич. и др. аспектах
(И. М. Рейснер, А. М. Осипов, В. В. Балабушевич, К. А. Антонова, А. М.
Дьяков, Р. А. Ульяновский, С. М. Мельман, Е. Я. Люстерник, М. К. Кудрявцев,
Г.Г.Котовский, Э.Н. Комаров, Г.К. Широков, А. И. Левковский, Г. М. Бонгард-Левин,
Г. Ф. Ильин, Н. П.
Аникеев, К. 3. Ашрафян, Л. Б. Алаев, В. И. Павлов и др.). Отличит, чертами
сов. И. является использование теории марксизма-ленинизма как методологич.
базы исследования, переход от политич. истории к изучению экономич. и социальных
отношений, живой интерес к проблемам современности (нац. вопросу, рабочему
и крестьянскому движению, проблемам развития капитализма, строительству
нац. экономики и т. п.). Масштабы работы особенно сильно выросли в послевоен.
период. Сфера исследования неуклонно расширяется как хронологически,
так и регионально, что выразилось, в частности, в быстром развитии дравидологии.
Созданы четырёхтомная история Индии, словари и грамматики осн. языков,
очерки развития ряда лит-р, массовыми тиражами издаются переводы произв.
классич. и совр. лит-ры. В последние годы как самостоят, область исследования
из И. выделилось пакистановедение (Ю. В. Ганковский, Л. Р. Гордон-Полонская,
В. И. Москаленко и др.).
В европ. соцналистич.
странах, наряду с развитием традиций классической И.- Э. Шлушкевич (Польша),
В. Рубен, Ф. Веллер, X. Моде (ГДР) и др., получили развитие исследования
в области новой и новейшей истории - Б. Мрозек (Польша), X. Крюгер (ГДР),
М. Краса (Чехословакия) и др., экономических и политич. проблем, национальных
индийских языков и литератур - Д. Збавител (Чехословакия) и др.
Центром И.
в СССР является Ин-т востоковедения АН СССР (Москва, Ленинград); подготовка
индологов и исследовательская работа ведётся в ун-тах Москвы, Ленинграда,
Ташкента, Тбилиси, Тарту и др. и в Моск. ин-те междунар. отношений. Важнейшие
центры И. в Индии: Калькуттский, Делийский, Бена-ресский, Бомбейский, Мадрасский,
Аннамалайский, Мусульманский (Алигарх) и др. университеты; Деканский колледж
(Пуна); исследовательские институты: Восточный (Барода),
Бхандар-кара (Пуна), Индологический (Курукшетра), Ведический (Хошиарпур)
и др.; Азиатское общество (Калькутта) и многочисл. местные краеведч. организации.
В Европе индологич. исследования ведутся в университетах и исследовательских
ин-тах крупнейших городов. В США кафедры И. имеются в 16 ун-тах (Йельском,
Гарвардском, Колумбийском и др.), в Японии широко развита буддология (Токио,
Киото и др.).
Важнейшиеиндологич.
периодич. издания (помимо общевостоковедных):
-"Journal of the Asiatic Society of Bengal" (Calcutta, 1832-); -"Journal
of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society" (Bombay, 1841 -); "Indische
Studien" (В., 1850-98); "Indian Antiquary" (Bombay, 1872-); "Journal of
the Pali Text Society" (L., 1882-1927); "Epigraphia Indica" (Calcutta,
1892-); "Journal of the Bihar [and Orissa] Research Society" (Patna, 1915-);
"Memoirs of the Archaeological Survey of India" (Calcutta, 1919-); "Man
in India" (Ranchi, 1921 -); "Indian Historical Quarterly" (Calcutta, 1925-);
"Indian Geographical Journal" (Madras, 1926-); "Journal of the Greater
Indian Society" (Calcutta, 1934-); "Annals of the Bhandarkar Oriental Research
Institute" (Poona, 1918-); "Journal of the Oriental Institute" (Baroda,
1951-); "Indian Linguistics" (Poona, 1931 -); "In-do-Iranian Journal" (The
Hague, 1957-); "Indian Studies: past and present" (Calcutta, I960-).
Лит.: Библиография
Индии, М., 1965; Баранников А. П., Советская индология, "Изв. АН СССР.
Отделение литературы и языка", 1948, т. 7, в.1; Бескровный В. М., Из истории
изучения живых индийских языков в России в XIX веке, "Вестник Ленинградского
ун-та", 1957, № 8, в. 2; Кальянов В. И., Изучение санскрита в России, "Уч.
зап. Ленинградского ун-та",
1962, № 304; Избр. труды русскихиндологов-филологов,
М., 1962; Серебряков И.
Д., Очерки древнеиндийскойлитературы,
М., 1971, с. 5 -43: Windisсh E., Ge-schichte der Sanskrit-Philologie und
indischen Altertumskunde, Tl 1-2, В., 1917 - 20: Vpge 1 J., A British school
of Indian studies in India, "Bulletin of the School of Oriental Studies",
1922, v. 2, pt 3; Levi S., Les parts respectives des nations occidentals
dans les progres de 1'indianisme, "Scientia", 1924, Janv., v. 35; Renоu
L., Les maitres de la philologie vedique, P., 1928; Progress of Indie Studies,
1917 - 1942, ed. by R. N. Dandekar, Poona, 1942; Roerich G. N., Indology
in Russia, "The Journal of the Greater India Society", 1945, v. 12, № 2;
Oriental Studies in India, ed. by R. N. Dandekar, V. Raghavan, New Delhi,
1964; Indian studies abroad, Delhi, 1964; Alayev L. В., Vapha A. K., Indology
(History, economy and culture), в сб.:
Fifty years of Soviet oriental studies (brief reviews), [v. 1], Moscow,
1967; Zograf G. A., Indian philology, там же,
[v. 9]; Soviet Studies of India, New Delhi, 1969. Г. А. Зограф.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я