ИНДУИЗМ

ИНДУИЗМ (санскр.
хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых
религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преим.
в Индии (ок. 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш,
Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 - Цейлон); кроме того, последователи
И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, о-вах Фиджи, в Гайане
(б. Брит. Гвиана) и в нек-рых др. местах (особенно в странах Юго-Вост.
Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии.
Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм
и сикхизм, однако в науч. индологич. лит-ре их принято считать самостоят,
религиями.


Истоки И. восходят
к наивно-мифоло-гич. натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских
племён. В результате их синтеза, в к-ром осн. структурные элементы шли
от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют
ту форму брахманизма, к-рую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая
религия, брахманизм и И. представляют собой историч. этапы развития одной
религ. системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится
очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретич.
принципами, сколько специфич. типом религ. поведения и мышления.


Уже в 8-6 вв.
до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации
трудящихся масс и др. факторы породили множество ере-тич. учений и сектантских
движений, выступавших против привилегий брах-манства (монополизировавшего
осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений
брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах
считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней
обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутр. смысла
и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать
появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этич.
текстов в эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна", а также учений
буддизма
и джайнизма. В ходе длит, процесса взаимодействия и борьбы с
этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю пол. 1-го тыс. до н. э.,
брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал
их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, к-рая обычно и называется
собственно И.


В 1-й пол.
1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения - шива-изм и
вишнуизм.
Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя
внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество
сект, имеющих локальное значение (напр., тантризм, сохраняющий сильную
связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).


В основе И.
лежит реальная повседневная практика нар. верований и обычаев, отличающаяся
большим разнообразием в зависимости от местных этнич., нац., социальных
условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов,
предусмотренных на все более или
менее важные случаи жизни верующего.


Центрами отправления
религ. культа служат многочисл. храмы, священные места (ряд из них имеет
общеиндусское значение, напр. р. Ганг в р-не Варанаси), но гл. обр. местные
алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество,
деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые
отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.


Индусский политеизм
включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления
своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество
имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются
воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание
Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и
Кришны.
В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом
образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён - богинь. Самостоят,
значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами
Дурга, Кали и др.), считающейся также нац. божеством в Бен-галии. В общинных
верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая
деревня или община имеет своё собственное божество, даже в совр. Индии
(по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения
для 80% индуистов. И. и входящим в него народнымверованиям присущи анимизм,
почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются
священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (напр., лотос),
животные (напр., обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения
служит всякое необычное явление природы.


Формой социальной
организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности
к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религ. поведения
индусов.


Общим для всех
индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по к-рому душа
человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения,
животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового
воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы - воздаяния
за совершённые поступки. Высшей религ. целью считается достижение избавления
от цепи перерождений - мокша.


Разработка
и обоснование путей и средств достижения мокши составляет гл. содержание
различных религ.-философских учений И. Наибольшее значение среди философских
школ И. имеет идеа-листич. система веданта в её неск. вариантах.
Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность
- Брахман, конкретный же эмпирич. мир объявляется неистинным, видимостью,
иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит
в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной
души (ат-мана), к-рые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются
большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает
практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит
и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов
(низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения:
через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание,
размышление об истинных принципах
бытия(джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистич. медитацию, достигаемую
с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии
выдвинута идея триединства (три-мурти): имеющий абстрактный характер Брахман
(в качестве бога - Брахма - его культ в Индии почти неизвестен) и два главных
бога И.- Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй -
её охранителем, третий - её разрушителем.


Священной литературой
для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады),
эпос "Махабхарата", особенно такая её часть, как "Бхагавадгита", и "Рамаяна
", пураны, дхармагиастры и др.


Сложившийся
в раннее средневековье комплекс религ. воззрений и практики И. в последующие
периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его
недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси
и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать
его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12-17 вв.).
В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.


Несмотря на
наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или
менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики
и культа, строго канонизированного "священного писания", централизованной
церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира.
И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое,
аморфное явление.


В 19-20 вв.,
в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободит. движения,
господствующая идеология этого движения - бурж. национализм в значительной
степени принял форму возрождения и реформации И. (т. н. индусский ренессанс,
неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисл. религ. реформаторские
об-ва и орг-ции (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие
общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна,
С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди
и
др. Исходную теоретическую посылку большинства религ.-философских учений
неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности
единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной,
выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического
субстрата и конструирование на его основе "новой", "единой", "универсальной"
религии, "очищенной" и "освобождённой" от фанатизма, мракобесия, обскурантизма
каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления
религ.-философской деятельности в Индии является распространение в ней
почти всех крупных вероисповеданий мира - И., буддизма, джайнизма, сикхизма,
ислама, христианства - и объективная необходимость примирения религ.-общинных
противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства
(сер. 18 в. - 1947) английскими властями.


После завоевания
независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация
на религ., кастовой, нац. почве, проведён ряд мероприятий по искоренению
многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов
религ. фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в
совр. Индии выступают религ.-общинные партии Хин-ду Махасабха, Джан Сангх
и др., требующие превращения Индии в тео-кратич. гос-во. Несмотря на то,
что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в
стране наблюдаются религ.-общинные раздоры, социальная база И. в независимой
Индии начала су жаться.


Лит.: Барт
А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник
Музея истории религии и атеизма, т.- 1, М. - Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии
Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях
в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии,
в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Fагquhаг J. N., The
crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism,
N. Y., 1943; S i у
a-nanda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sin ha J., The foundation
of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniё1оu A., Le polytheisme hindou, P., 1960;
Вhandarkar R. G., Vaisnavism, Saiyism and minor religious systems, Varanasi,
1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta,
1969.

H. П. Аникеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я