ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ в аэродинамике, часть аэродинамического сопротивления
крыла, обусловленная вихрями, оси к-рых берут своё начало на крыле и направлены
вниз по потоку. Эти т. н. свободные вихри крыла происходят от перетекания
воздуха у торцов (рис. 1) из области под крылом в область над крылом. Течение
воздуха у торцов вызывает поток, направленный над крылом от торцов к плоскости
симметрии, а под крылом - от плоскости симметрии к торцам; в результате
в спут-ной струе, или следе, за крылом происходит вращение каждой частицы
вокруг оси, проходящей через неё и параллель-вой вектору скорости набегающего
потока V, направление вращения при этом противоположно для левого и правого
полукрыла (рис. 2). T. о., возникает непрерывная система вихрей, отходящих
от каждой точки поверхности крыла.

1018-1-1.jpg


Рис. 1. Схема
возникновения торцевого вихря в результате перетекания воздуха вз области
под крылом в область над крылом.


Свободные вихри
вызывают (индуктируют) в области между торцами крыла скорости, направленные
вниз, и поток, индуктированный свободными вихрями, налагаясь на набегающий
поток, отклоняет последний вниз на угол1018-1-2.jpg(угол
скоса потока). Поскольку подъёмная сила крыла должна быть перпендикулярна
набегающему потоку, она отклоняется назад на тот же угол а (рис. 3).

1018-1-3.jpg


Рис. 2. Разрез
потока за крылом плоскостью, перпендикулярной v. Течение воздуха у торцов
вызывает систему свободных вихрей.

1018-1-4.jpg


Рис. 3. Образование
индуктивного сопротивления в результате скоса потока свободными вихрями
крыла: v
- угол скоса.


Разлагая эту
силу на компоненты вдоль и перпендикулярно V, получаем И. с. dQи подъёмную силу dY. Если крыло имеет бесконечно большой размах, И. с.
отсутствует.


Лит.: Прандтль
Л., Гидроаэромеханика, пер. с нем., 2 изд., M-, 1951.


H. Я. Фабрикант.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я