ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ метод определения координат и параметров движения различных
объектов (судов, самолётов, ракет и др.) и управления их движением, основанный
на свойствах инерции тел и являющийся автономным, т. е. не требующим наличия
внешних ориентиров или поступающих извне сигналов. Обычные методы решения
задач навигации основываются на использовании внеш. ориентиров или сигналов
(напр., звёзд, маяков, радиосигналов и т. п.). Эти методы в принципе достаточно
просты, но в ряде случаев не обладают необходимой точностью, особенно при
больших скоростях движения (напр., при полёте в космосе), и не всегда могут
быть осуществлены из-за отсутствия видимости или наличия помех для радиосигналов
и т. п. Необходимость создания навигац. систем, свободных от этих недостатков,
явилась причиной возникновения И. н.


Разработка
основ И. н. относится к 30-м гг. 20 в. Большой вклад в неё внесли в СССР
Б. В. Булгаков, А. Ю. Ишлинский, E. Б. Левенталь, Г. О. Фридлен-дер, а
за рубежом - нем. учёный M. Шулер и амер.- Ч. Дрейпер. Принципы И. н. базируются
на сформулированных ещё Ньютоном законах механики, к-рым подчиняется движение
тел по отношению к инерциальной системе отсчёта (для движений в пределах
Солнечной системы - по отношению к звёздам).


Сущность И.
н. состоит в определении с помощью установленных на движущемся объекте
приборов и устройств ускорения объекта и по нему - местоположения (координат)
этого объекта, его курса, скорости, пройденного пути и др., а также в определении
параметров, необходимых для стабилизации объекта и автоматич. управления
его движением. Это осуществляется с помощью: 1) акселерометров, измеряющих
ускорения объекта; 2) вычислительных устройств (ЭВМ), к-рые по ускорениям
(путём их интегрирования) находят скорость объекта, его координаты и др.
параметры движения; 3) гироскопических устройств, воспроизводящих на объекте
систему отсчёта (напр., с помощью гиростабилизирован-ной платформы) и позволяющих
определять углы поворота и наклона объекта, используемые для его стабилизации
и управления движением.


Практич. реализация
методов И. н. связана со значит, трудностями, вызываемыми необходимостью
обеспечить высокую точность и надёжность работы всех устройств при заданных
весах и габаритах. Преодоление этих трудностей становится возможным благодаря
созданию спец. технич. средств - инерциальной навигационной системы- Преимущества
методов И. н. состоят в высокой точности, автономности, помехозащищённости
и возможности полной автоматизации всех процессов навигации. Благодаря
этому методы И. н. получают всё более широкое применение при решении проблем
навигации надводных судов, подводных лодок, самолётов, космич. аппаратов
и др. движущихся объектов.


Лит.: Андреев
В. Д., Теория инерциальной навигации, M-, 1966; Броксмейер Ч. Ф., Системы
инерциальной навигации, пер. с англ.. Л., 1967; Ишлинский А. Ю., Механика
гироскопических систем, M., 1963; его эк е, Инерциальное управление баллистическими
ракетами, M., 1968; Ривкин С. С., Теория гироскопических устройств, ч.
2, Л., 1964; Фридлендер Г. О., Инерциальные системы навигации, M., 1961;
Якушенков А. А., Основы инерциальной навигации, Л., 1963; Слив Э. И., Прикладная
теория инерциальной навигации, Л., 1972. С. С. Ривкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я