ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения
боевых действий соединений и частей родов войск. И. в. имеются в вооруж.
силах большинства гос-в и состоят из частей и подразделений различного
назначения: инженерно-сапёрных (сапёрных), инженерно-дорожных, понтонно-мостовых,
переправочно-десантных (амфибийных), инженерно-мостостроительных (мостовых),
инженерно-позиц., добывания воды (полевого водоснабжения), инженерно-строит.
и др. специальностей. И. в. оснащены разнообразной инж. техникой для отрывки
траншей и окопов (укрытий), строительства (восстановления) дорог и мостов,
заготовки леса и конструкций; имеют переправочные, маскировочные, электротехнич.,
грузоподъёмные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды,
минирования, разминирования и др. По организационной принадлежности подразделения
и части И. в. входят в состав соединений и частей родов войск и видов вооруж.
сил.


В бою и операции
И. в. применяются для выполнения сложных задач инж. обеспечения, требующих
спец. подготовки личного состава, применения различной инж. техники и инж
-боеприпасов. В наступлении они устраивают проходы в заграждениях и переходы
через препятствия, разграждают и прокладывают пути для движения войск,
оборудуют и содержат переправы через водные преграды, разрушают оборонит,
сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника; в обороне
устраивают минно-взрывные и др. заграждения, возводят сложные форти-фикац.
сооружения, осуществляют механизированную отрывку траншей, ходов сообщения,
окопов и укрытий. Кроме того, И. в. ведут инж. разведку противника и местности,
оборудуют районы расположения войск, пунктов управления, выполняют наиболее
важные работы по маскировке, осуществляют добычу и очистку (обеззараживание)
воды. В армиях нек-ры! стран на И. в. возлагается оборудование аэродромов,
прокладьшание и содержание полевых трубопроводов, содержание внутр. водных
путей, оборудование и со держание пунктов манёвренного базирования сил
флота, а также выполнение топографич., картографич. и геодезич. работ и
снабжение войск топографич. картами.


Ещё в древности
войска выполняли различные воен.-инж. задачи для обеспечения боевых действий
войск. До появления И. в. возведение укреплений, подготовка путей, устройство
переправ, создание заграждений и др. работы производились самими войсками,
иногда с помощью временно созданных отрядов мастеровых. Появление И. в.
относится к 17 в. (во Франции), ихпервым организатором был известный франц.
инженер С. Вобан; в Австрии, Германии и России И. в. были созданы
в нач. 18 в. Временем создания И. в. в России считается февр.


1712, когда
Петром I были утверждены штаты минёрной роты (с 1702) и команды понтонёров
(с 1704), а также создан "полк военных инженеров". Значительное развитие
И. в. рус. армии получили во время Семилетней войны 1756-63, к-рая потребовала
инж. подготовки осады мощных крепостей (Кольберг и др.), переправы войск
через Неман и Вислу и др. В 1802 было создано инж. ведомство. В нач. 19
в. И. в. состояли из инж. и понтонного полков (по 6-10 рот). В 1816 введена
батальонная организация И. в. из расчёта 1 инж. или 1 сапёрный батальон
на каждый корпус. Во 2-й пол.
19 в. батальоны И. в. были объединены в бригады. В 1870 в России стали
формироваться первые военно-походные телеграфные парки (впоследствии роты),
в 1876- ж.-д. батальоны, в 1877 морские минные роты. В 1878 вводятся полевые
инж. парки. Перед 1-й мировой войной 1914-18 И. в. рус. армии имели 39
сапёрных, 9 понтонных батальонов, 25 парков, 38 авиац. отрядов,7 воздухоплават.
и 7 искровых рот, а также неск. запасных частей. И. в. других армий в то
время включали: герм, армия -19 инж. батальонов, 1 ж.-д. полк и 1 ж.-д.
роту; австр. армия -5 инж. полков: 2 инженерных и 1 пионерный (в составе
по 5 батальонов), 1 ж.-д. и 1 телеграфный.
В нач. 20 в. из И. в. русской и др. армий постепенно выделились части связи,
ж.-д. войска, авиация, автомоб. и бронетанковые, прожекторные, хим. войска.
В 19 в. И. в. наиболее крупных армий составляли ок. 2% их общего состава,
в ходе 1-й мировой войны числ.И.в. возросла до 7 %, а к концу 1917
в англ., франц. и рус. армиях они составляли ок. 12%. Возрастание численности
И. в. обусловливалось увеличением размаха операций и расширением масштабов
инж. обеспечения боевых действий войск, а также появлением новых задач
по инж. подготовке театров воен. действий и всей терр. страны в интересах
ведения войны. Сов. И. в. создавались вместе с организацией Красной Армии.
По штату 1918 в дивизиях предусматривалось иметь инж. батальон (1263 чел.),
в стрелковых бригадах - сапёрную роту (361 чел.), в стрелковых полках -
сапёрную команду (60 чел.). В 1919 были сформированы спец. инж. части (понтонные
и элект-ротехнич. батальоны, отд. маскировочные роты). В ходе Гражд. войны
за проявленный героизм более 100 воинов инж.
частей были награждены орденами Красного Знамени. Руководство И.в. осуществляли
инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (с 1918 до кон. 1921 -
А. П. Шошин), нач. инженеров фронтов, армий и дивиз. инженеры. Командные
кадры готовились в Военно-инж. академии (возобновила занятия в 1918) в
3 школах и на 8 воен.-инженерных курсах. В 1921 численность И. в. составляла
2,7% состава Красной Армии, руководство ими было возложено на Гл. военно-инженерное
управление (создано в июне 1918, но до 1921 ведало только инж. снабжением
Красной Армии), должность инспектора инженеров упразднена.8 результате
воен. реформы 1924-25 И. в. перешли на новые штаты, по к-рым корпуса имели
сапёрные батальоны (2 сапёрные роты и инж. парк), дивизии - отд. сапёрную
роту и инж. парк, стрелк. полки-инж. маскировочный взвод. В 1929 штатные
инж. части и подразделения имелись во всех родах войск, И. в. постепенно
стали оснащаться новой инж. техникой.


Большой опыт
сов. И. в. получили в ходе советско-финл. войны 1939-40 при прорыве сильно
укреплённой оборонит, полосы "линии Маннергейма" (см. "Маннергейма линия")
и выполнении задач по инж. обеспечению наступат. операций Красной Армии.


К 1941 И. в.
состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений, кроме
того, имелись 2 батальона и 1 рота И. в. РВГК. В нач. 1941 окружные и армейские
инж. части были переформированы в инж. и понтонные полки. В нач. Великой
Отечеств, войны 1941-45 (окт. 1941) для проведения работ по инж. оборудованиюоборонит.
рубежей началось формирование сапёрных армий (к янв. 1942 их было 10).
В февр. 1942 5 сапёрных армий были расформированы, остальные подчинены
фронтам, а позже также упразднены. С 1942 осн. формой организации И. в.
РВГК стали инж. бригады (штурмовые, инженерно-сапёрные, пон-тонно-мостовые
и др.), к-рые в 1944 были введены в состав фронтов и армий. В нояб. 1941
были созданы штаб инж. войск Красной Армии, штабы инж. войск во фронтах
и армиях и учреждена должность начальника И. в. Красной Армии, к-рую занимали:
с нояб. 1941- ген.-майор инж. войск Л. 3. Котляр, с апр. 1942- ген.-майор
инж. войск М. П. Воробьёв. В войсках были учреждены должности зам. командующего
фронтом (армией)- нач. инженерных войск фронта (армии). В ходе Великой
Отечеств, войны И. в. строили укрепления, создавали заграждения, минировали
местность, в наступат. операциях обеспечивали проведение манёвра войск,
вели инж. разведку, проделывали проходы в минных полях врага, обеспечивали
преодоление его инж. заграждений, форсирование водных преград, участвовали
в штурме укреплений, городов, закрепляли захвач. территорию, участвовали
в проведении контратак и контрударов. За большие
заслуги в Великой Отечеств, войне св. 600 чел. удостоены звания Героя Сов.
Союза, 266 чел. награждены орденами Славы 3-х степеней. Многие части и
соединения И. в. получили звание гвардейских. Нач. И. в. в послевоен. период
были: до 1952- маршал инж. войск М. П. Воробьёв, с мая 1952- ген.-полк,
(с 1961 маршал инж. войск) А. И. Прошляков; с февр. 1965- ген.-л. инж.
войск (с 1966 ген.-полк.) В. К. Харченко.


В послевоен.
период И. в. получили дальнейшее развитие, появились новые средства для
проделывания проходов в заграждениях противника, высокопроизво-дит. дорожные
и землеройные машины, быстровозводимые сборно-разборные фортификац. сооружения,
совр. понтонные парки и самоходные переправочно-десантные средства, высокоэффективные
средства заграждений и спец. машины для установки мин в ходе боевых действий.
Большую работу И. в. проделали по очистке терр. страны от взрывоопасных
предметов: выявили и уничтожили более 58 млн. мин и св. 122 млн. авиац.
бомб и арт. снарядов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении
этих работ, более 8 тыс. воинов И. в. награждены орденами и медалями Сов.
Союза.


Увеличение
объёма инж. работ в совр. бою и операции, необходимость резкого сокращения
сроков их выполнения, быстрого устройства заграждений, укрытий от средств
массового поражения предъявляют повыш. требования к И. в., роль их становится
ещё более значительной. См. также Военно-инженерное искусство.


Лит.: Александров
Е. В., Краткий исторический очерк развития инженерных войск русской армии,
М., 1939; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии,
Сб. ст., М., 1958; Инженерные войска в боях за Советскую Родину, М., 1970.
Г. Ф. Сомойлович.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я