ИНСТРУМЕНТОВКА

ИНСТРУМЕНТОВКА изложение
муз. произведения для к.-л. инструментального состава - от камерного ансамбля
до симфонич. оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального
ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра.
В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако,
этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра
сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой -
изложение для оркестра произведения, написанного для др. состава или для
к.-л. одного инструмента (напр., для фп.). И. основывается на использованиинаиболее
естественных технич. и выразительных возможностей каждого инструмента,
на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении
контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего
муз. иск-ва, со сменой различных стилей; в И. находят отражение и особенности
творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно
с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры;
до
этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно
и то же соч. могло исполняться различными исполнительскими силами. Иск-во
И. развивалось параллельно с обогащением муз. инструментария, совершенствованием
техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно
оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших
этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классич. школы
- И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро иск-во И. развивалось
в 19-20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области
оркестровой программной музыки. Особое значение приобретает красочность
тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа,
Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается
с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И.
внесли русские композиторы классики - М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков,
П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки
оркестра творчески развивают сов. композиторы.


Лит.: Каре
А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного
оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский-Корсаков
Н. А., Основы оркестровки..., 2 изд., ч. 1-2, М.- Л., 1946; Глинка М. И.,
Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие,
т. 1, Л.- М., 1952; Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического
оркестра, т. I, M., 1952; Berlioz H., Grand traite instrumentation et
d'orchest-ration modernes, P., 1843.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я