ИНСЦЕНИРОВКА
[от
лат. in - в, на и scaena (scena) - сцена], 1) переработка для сцены лит.
произведения, написанного не в драматургич. форме. В отличие от вольного
использования эпич. мотивов, как то было в антич. драме или у У. Шекспира,
И. имеет целью не столько создание нового самостоят, произведения, сколько
театральную адаптацию прозы. Первые значит. И. в России принадлежат А.
А. Шаховскому (переработки произв. В. Скотта и А. С. Пушкина). Отвергнув
тип ремесл. переделки романов в "хорошо скроенные пьесы", характерной для
2-й пол. 19 в., В. И. Немирович-Данченко на сцене МХТ искал романную форму
спектакля, ставил И.-монтажи. Инсценировочные принципы - объединение контрастных
эпизодов, более свободная и ёмкая конструкция, многочастность - повлияли
на сов. драму. Мн. её первенцы явились авторскими И., в т. ч. "Виринея"
Л. Н. Сейфуллиной (совм. с В. П. Прав-духиным, 1925), "Дни Турбиных" М.
Булгакова (1926), "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова (1927). В сер. 20 в.
распространены И. документ, прозы. 2) Одна из форм массового агитац. театра
в годы революции: на площадях, сливая зрителей с исполнителями, разыгрывались
инсценированные моменты истории и суды над реальными или символич. фигурами
("Свержение самодержавия", 1919).
Этим И. присущи
романтическая символика, условность, сочетание патетики и гротеска.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я