ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
сознательно и планомерно регулируемый
коммуни-стич. и рабочими партиями и правительствами стран - членов Совета
экономической взаимопомощи (СЭВ) процесс междунар. социалистич. разделения
труда, сближения их экономик и формирования современной высокоэффективной
структуры нац. х-в, постепенного сближения и выравнивания уровней их экономич.
развития, формирования глубоких и устойчивых связей в осн. отраслях экономики,
науки и техники, расширения и укрепления междунар. рынка этих стран, совершенствования
товарно-денежных отношений.
Курс на экономич.
интеграцию - общий курс стран - членов СЭВ. Это нашло отражение в документах
КПСС, съездов и пленумов коммунистич. и рабочих партий других социалистич.
стран, состоявшихся в 60-е гг. Он зафиксирован как программная установка
в решениях 23-й (специальной, апрель 1969) и 24-й (май 1970) сессий СЭВ
и в принятой во исполнение этих решений 25-й сессией Совета (июль 1971)
Комплексной
программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества
и развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ, составленной
применительно к конкретным историч. условиям совр. этапа строительства
социализма и коммунизма. Мероприятия, предусмотренные программой, рассчитаны
на поэтапную реализацию в течение 15-20 лет.
Экономич. интеграция
социалистич. стран поставлена в порядок дня всем ходом развития их хозяйства
и политики. Она, с одной стороны, является естеств. продолжением достигнутых
результатов экономич. и научно-технич. сотрудничества стран социализма,
а с другой - свидетельствует о новом историч. этапе их сближения. Новые
условия сотрудничества определяются достигнутым социалистич. странами высоким
экономич. и научным потенциалом, структурными изменениями в их экономике,
возможностями 'и требованиями научно-технич.
революции, усилением потребности в интернационализации хозяйственной жизни.
В осуществлении
И. с. э. находит своё выражение указанная В. И. Лениным тенденция "...к
созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций,
всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обнаружена
уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному
завершению при социализме" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 164).
Закономерный
процесс дальнейшего развития И. с. э. - важный фактор роста экономич. мощи
мировой системы социализма, укрепления её единства, обеспечения в конечном
счёте победы социализма над капитализмом.
В период после
2-й мировой войны 1939-45 в общемировом развитии особенно резко усилилась
объективная тенденция к интернационализации произ-ва и обмена, экономич.
жизни вообще. Практика развитых в индустриальном отношении стран наглядно
показывает, что совр. производительные силы могут наиболее эффективно развиваться
только как междунар. производительные силы. Это обусловлено рядом взаимосвязанных
факторов. К наиболее существенным из них относятся: интенсификация всего
процесса обществ, произ-ва, гигантский рост его масштабов, а также значит,
ускорение темпов научно-технич. прогресса. Междунар. экономич. интеграция
имеет объективную основу в масштабах всего мирового х-ва, является закономерностью
обществ, развития. Вместе с тем имеются принципиальные отличия социалистич.
интеграции от капиталистической, ибо социально-экономич. сущность интеграции,
её цели, методы осуществления и последствия обусловливаются природой того
обществ, строя, в условиях к-рого она совершается (о капиталистич. интеграции
см. в ст. Интеграция экономическая).
Социалистич.
интеграция свободна от противоречий, присущих этому процессу в капиталистич.
мире. Её характер и направленность определяются потребностью развития производительных
сил и социалистич. производств, отношений. Преимущества социалистич. интеграции
базируются на общности коренных экономич. и политич. интересов стран, на
совпадении их национально-гос. интересов в масштабах социалистич. содружества.
Развиваясь на основе пролет, интернационализма, И. с. э. нацелена на всемерный
расцвет каждой из братских стран, на укрепление экономич., политич. и воен.
могущества и междунар. авторитета социалистич. содружества. Её осуществление
в полной мере отвечает целям и задачам междунар.
коммунистич.
движения, всех прогрессивных сил современности. Методы гос. руководства
интеграционными процессами при социализме основываются на использовании
экономич. законов социализма. Социалистич. интеграция по своему характеру
может быть только планомерно регулируемым процессом. В мероприятиях государств
- членов СЭВ по планомерному развитию И. с. э. получает яркое выражение
руководящая роль коммунистич. и рабочих партий. И. с. э. происходит на
основе полной добровольности и не сопровождается созданием
наднациональных органов.
Социалистич.
страны вступили в такую полосу развития, когда появляется возможность и
необходимость значительно полнее использовать преимущества социалистич.
организации обществ, жизни как в нац., так и в интернациональном масштабах.
В условиях совр. этапа строительства социализма и коммунизма, когда центр
тяжести экономич. задач переместился в сферу глубоких качеств, сдвигов,
страны СЭВ повысили требования к взаимному сотрудничеству. В этой области
главный упор делается на эффективность экономич. и научно-технич. связей,
повышение к-рой обеспечит экономич. интеграция.
Братские страны
чётко и ясно определили цели социалистич. интеграции: более быстрое развитие
производит, сил во всех странах СЭВ, достижение наивысшего на-учно-технич.
уровня и максимальное повышение экономич. эффективности обществ, произ-ва.
И. с. э. призвана обеспечить совершенствование структуры и рост масштабов
произ-ва и содействовать удовлетворению растущих потребностей нар. х-ва
стран СЭВ на длительную перспективу в топливе, энергии и сырье, совр. оборудовании
и товарах нар. потребления. И. с. э. направлена на повышение материального
и культурного уровня жизни народов социалистич. стран, на постепенное сближение
и выравнивание уровней экономич. развития стран СЭВ, на укрепление их обороноспособности,
на обеспечение победы в экономич. соревновании с капитализмом.
Осн. принципы,
цели, пути и средства развития социалистич. интеграции стран - членов СЭВ
сформулированы в Комплексной программе, к-рая содержит мероприятия, касающиеся
взаимных консультаций по основным вопросам экономич. политики и сотрудничества
в области плановой деятельности. Предусмотрены взаимные консультации стран
СЭВ по осн. вопросам экономич. и научно-технич. политики, к-рые будут затрагивать
в первую очередь проблемы, имеющие значение во взаимоотношениях этих стран.
Консультации будут содействовать постепенной разработке и реализации согласованной
программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития
интеграции. Они будут способствовать более тесному сочетанию осн. направлений
внутр. экономич. политики братских стран с их внешнеэкономич. политикой,
что повысит эффективность экономической деятельности социалистических государств,
будет активно содействовать экономич. сближению и политической консолидации
братских стран.
Предусматривается
дальнейшее совершенствование координации нар.-хоз. планов стран СЭВ. Наряду
с улучшением работы по координации пятилетних планов в программе содержится
ряд принципиально новых важных положений. К их числу относится обмен опытом
и сотрудничество в прогнозировании осн. направлений экономич. и технич.
развития стран, что даст возможность осуществлять совместную плановую деятельность,
начиная с исходных стадий формирования нар.-хоз. планов. Поскольку решение
многих коренных производств, и научно-технич. проблем в нац. и междунар.
масштабе выходит за рамки пятилетних планов, страны СЭВ будут осуществлять
планирование на длительную перспективу. Это позволит намечать осн. направления
развития нар. х-ва и цели социально-экономич. политики и научно-технич.
прогресса на 10-20 лет вперёд, а также определять конкретную линию пятилетнего
планирования и участия данной страны в междунар. разделении труда. Координация
пятилетних планов основывается на согласовании ведущих направлений научно-технич.
прогресса и сотрудничества в этой области, развития специализации и кооперирования
произ-ва на основе наиболее современной технологии, выбора объектов капитальных
вложений, к-рые представляют взаимный интерес, на определении номенклатуры,
объёмов и сроков взаимных поставок товаров и услуг. Новым в плановой деятельности
стран СЭВ является совместное планирование прогрессивных отраслей пром-сти
и отдельных произ-в. Совместное планирование будет охватывать вопросы подготовки
и осуществления самого произ-ва, а также организации сбыта производственной
продукции. Целью совместного планирования является объединение усилий стран
СЭВ для быстрейшего достижения передовых научно-технич. результатов, повышения
производительности труда, обеспечения конкурентоспособности на мировом
рынке и более полного удовлетворения потребности братских стран в продукции
соответствующих отраслей и произ-в.
Мероприятия
по совместной разработке важнейших проблем в области науки и техники с
применением наиболее эффективных форм сотрудничества и научно-технич. информации,
по обеспечению научно-технич. исследований современной аппаратурой, материалами,
приборами. Система мероприятий в этой области предусматривает разработку
научно-технич. прогнозов на 10-15 лет, совместное планирование заинтересованными
странами важных научно-техннч. проблем, широкую кооперацию усилий и обмен
опытом в научно-технич. области, координацию науч. и технич. исследований.
Особое внимание уделяется расширению сотрудничества в области подготовки
науч. кадров. Страны СЭВ будут широко практиковать создание междунар. координационных
центров по избранным проблемам науки и техники, организовывать врем, и
постоянные междунар. н.-и. группы, лаборатории, институты, проект-но-конструкторские
орг-ции. Для повышения материальной заинтересованности и взаимной ответственности
за выполнение принимаемых обязательств научно-технич. сотрудничество будет
широко практиковаться на договорной основе с правовым регулированием всех
осн. вопросов проведения работ и использования их результатов.
Мероприятия
по развитию сотрудничества в области внешней торговли и совершенствованию
валют-но-финанс. отношений направлены на повышение ёмкости и устойчивости
мирового социалистич. рынка, совершенствование товарно-денежных отношений
и расширение взаимной торговли стран СЭВ. Развитие торговых связей между
странами СЭВ будет и в дальнейшем осуществляться на основе гос. монополии
внеш. торговли при укреплении и совершенствовании плановых начал. Социалистич.
страны будут и впредь совершенствовать и усиливать роль долгосрочных торг,
соглашений и годовых протоколов о товарообороте. Наряду с товарами, по
к-рым в долгосрочных соглашениях устанавливаются товарные количеств, или
стоимостные континген-ты, а поставки их носят обязательный характер, предусматривается
возможность взаимной торговли отд. товарами без предварит, установления
контингентов.
Для повышения
роли валютно-финанс. и кредитных отношений страны СЭВ будут изучать и осуществлять
экономич, и организац. мероприятия по укреплению и усилению роли коллективной
валюты - переводного рубля, с тем чтобы она в полной мере выполняла
осн. функции междунар. социалистич. валюты. Коллективная валюта должна
эффективно обслуживать валютно-экономич. связи стран СЭВ, обеспечивать
социалистич. странам возможность принимать экономически обоснованные решения
и в перспективе использоваться в расчётах с третьими странами. Предусмотрены
также меры по совершенствованию деятельности Международного инвестиционного
банка и Международного банка экономического сотрудничества с
целью развития системы долгосрочного и среднесрочного кредитования.
Мероприятия
по расширению непосредств. связей между соответствующими орг-циями стран
СЭВ и возможные организац. формы и функции междунар. экономич. орг-ций,
создаваемых заинтересованными странами. Предусматривается, в частности,
обеспечение необходимых условий для расширения непосредственных связей
между министерствами, ведомствами, предприятиями стран СЭВ и для создания
междунар. экономич. орг-ций. В этих целях страны СЭВ создадут соответствующие
экономич., организационные и правовые предпосылки. Непосредств. регулярные
контакты на всех уровнях хоз. руководства будут способствовать развитию
инициативы и повышению ответственности всех звеньев системы сотрудничества
братских стран, а междунар. орг-ции помогут полнее реализовать все преимущества,
вытекающие из объединения усилий и ресурсов заинтересованных стран.
Важнейшей особенностью
Комплексной программы является то, что в ней сформулированы основные задачи
сотрудничества во всех сферах материального произ-ва - в пром-сти, с. х-ве,
в области транспорта, строительства, водного х-ва. Так, напр., в промышленности
ставится задача полнее обеспечить возрастающие потребности стран СЭВ в
продукции топливно-энергетич., металлургич. и др. сырьевых отраслей на
основе объединения усилий заинтересованных стран в развитии этих отраслей
и применения наиболее рациональных и экономичных методов использования
топлива и сырья.
Развитие сотрудничества
в с.-х. отрасли призвано активно содействовать росту произ-ва и экспорта
с.-х. продуктов, повышению уровня индустриализации и степени продуктивности
этой важной сферы нар. х-ва. Сотрудничество в области транспорта направлено
на то, чтобы помочь наиболее полному, своевременному и эффективному удовлетворению
непрерывно растущих потребностей нар. х-ва и населения стран СЭВ в перевозках
всеми видами транспорта. В сфере строительства сотрудничество направлено
на повышение технич. уровня пром-сти строит, материалов, внедрения в строительство
новейшей технологии, повышение качества проектных решений, сокращение сроков
строительства и проектирования.
Для успешного
претворения в жизнь намеченного программой комплекса мероприятий по развитию
интеграции первостепенную роль играет правовая сторона сотрудничества и
прежде всего ответственность участников за взятые обязательства. Поэтому
программа предусматривает необходимость совершенствования правовых основ
сотрудничества стран СЭВ. "Экономическая интеграция социалистических стран,-
говорится в Отчётном докладе ЦК КПСС 24-му съезду,- новый и сложный процесс.
Он предполагает и новый, более широкий подход ко многим экономическим вопросам,
умение находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не
только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Он требует твердой
ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные
и технически передовые виды производства" (Материалы XXIV съезда КПСС,
1971, с. 9).
Некоторые проблемы
развития социалистической интеграции уже нашли согласованное решение в
ходе координации нар.-хоз. планов на 1971-75. По заключённым долгосрочным
торг, соглашениям на период 1971-75 объём взаимной торговли социалистич.
стран составит св. 200 млрд. руб. и значительно возрастёт по сравнению
с объёмом на период 1966- 1970. Товарооборот СССР со странами СЭВ составит
77 млрд. руб., чтов 1,5 раза выше достигнутого за 1966-70. Опережающими
темпами будут расти взаимные поставки товаров, от к-рых в первую очередь
зависит ускоренное развитие отраслей, определяющих технич. прогресс,- точного
машиностроения, химии, электроники. Укрепились контакты между плановыми
органами, расширился круг совместных плановых решений, в к-рых начинают
учитываться процессы, определяющие динамику, структуру и объёмы взаимных
связей на перспективу. Наметился переход к практике широкого объединения
ресурсов заинтересованных стран СЭВ для создания дополнит, производств,
мощностей предприятий, работающих на экспорт. Это ускоряет сроки решения
многих экономич. проблем. Так, в ходе координации планов на 1971-75 решён
ряд важных вопросов участия стран СЭВ в создании в СССР дополнит, мощностей
в нефтяной, газовой, железорудной, металлургич., целлюлозной и др. отраслях
пром-сти. Намечены меры по увеличению произ-ва нового вы-сокопроизводит.
оборудования и повышению технич. уровня выпускаемой маш.-строит, продукции.
В сотрудничестве
стран СЭВ полнее стали учитываться требования совр. на-учно-технич. революции.
Намечены мн. десятки крупных научно-технич. проблем, к-рые предстоит совместно
разрешить в текущем пятилетии. Определены коллективные меры, к-рые позволят
добиться существенного прогресса в создании новейших видов техники.
На состоявшейся
в июле 1972 в Москве 26-й сессии СЭВ было отмечено, что если раньше братские
страны вели поиск принципиальных направлений развития взаимного сотрудничества
на длительный период, то теперь пути и методы развития социалистич. интеграции,
определённые в Комплексной программе, полностью отвечают насущным потребностям
всех стран-участниц Совета. Первые шаги по реализации Комплексной программы
демонстрируют реальные преимущества и дальнейшее развитие социалистич.
типа междунар. экономич. отношений, сочетающих нац. и интернац. интересы
братских стран. Участники сессии дали высокую оценку результатам проведённой
в странах и органах СЭВ работы по реализации Комплексной программы. Накопленный
опыт свидетельствует о том, что Комплексная программа, охватывающая все
стороны экономич. и научно-технич. сотрудничества братских стран, начинаетоказывать
стимулирующее воздействие на подъём нац. х-в, на укрепление экономич. потенциала
всего содружества СЭВ.
Решая сложные
проблемы дальнейшего развития и углубления взаимного экономич. сотрудничества,
коммунистич. и рабочие партии социалистич. стран исходят из того, что экономич.
интеграция служит хорошей основой для укрепления политич. сотрудничества
братских стран. Её нормальное развитие возможно только при непрерывном
укреплении единства и сплочённости социалистич. содружества, при всё более
тесной координации внешнеполитич. деятельности социалистич. государств.
Социалистич.
интеграция показывает, как в ходе развития мировой системы социализма -
этой новой междунар. общности суверенных социалистич. государств - создаются
материальные и духовные предпосылки для всё более тесного экономич. сближения
и политич. консолидации братских стран.
Лит.: Материалы
XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Коммюнике о XXIII специальной
сессии СЭВ, "Правда", 1969, 27 апреля; Коммюнике о XXIV сессии СЭВ, "Правда",
1970, 15 мая; Коммюнике о XXV сессии СЭВ, "Правда", 1971, 30 июля; Комплексная
программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития
социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, М., 1971;
С е-нин М. В., Социалистическая интеграция, М., 1969; Климович Д., Механизм
регулирования внешних связей в странах СЭВ и социалистическая экономическая
интеграция, "Экономические науки", 1970, № 10; Баутина Н., Мировой социалистический
рынок и экономическая интеграция, "Международная жизнь", 1970, №1; Кормнов
Ю., О взаимной выгоде международной специализации производства, "Вопросы
экономики", 1970, № 10; Проблемы экономической интеграции стран - членов
СЭВ, под ред. Г. М. Сорокина и П. М. Алампиева, М., 1970; Алампиев П.,
Ширяев Ю., Теоретическое наследие В. И. Ленина и практика экономического
сотрудничества социалистических стран, "Вопросы экономики", 1970. № 4;
3убков А. И., Шкаренков Ю. С., Экономическая интеграция и использование
сырьевых ресурсов социалистических стран, в кн.: Проблемы экономической
интеграции стран - членов СЭВ, М., 1970, с. 92 -122; Экономический механизм
сотрудничества стран социализма. (Вопросы теории и методологии), М., 1970;
Ширяев Ю., Новый этап экономической интеграции социалистических стран,
"Мировая экономика и международные отношения", 1971. № 9; Рыбаков О., Программа
социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, "Вопросы
экономики", 1971, №10; Богомолов О., Развитие стран СЭВ по пути экономической
интеграции, "Коммунист", 1971, № 16; Б утенко А. П., Социалистическая интеграция,
ее сущность и перспективы, М., 1971; Дудинский И. В., Стратегический курс
социалистической интеграции, "Рабочий класс и современный мир", 1971, №
5-6; его же, Экономические проблемы создания развитого социалистического
общества, М., 1971. И. В. Дудинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я