ИНТЕЛЛЕКТ
(от
лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления,
рационального познания, в отличие от таких, напр., душевных способностей,
как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин "И." представляет
собой лат. перевод др.-греч. понятия нус ("ум") и по своему смыслу тождествен
ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной
части человеческой души; "ум" как первая ступень эманации мира, его истечения
из единого начала -в неоплатонизме и т. д.). Это значение термина
было воспринято и ср.-век. схоластикой (И. как божественный И. и
т. п.). При этом в противоположность "разуму" (ratio) как низшей познават.
способности (к элементарной абстракции) термин "И." употреблялся в схоластике
для обозначения высшей познават.способности (сверхчувств, постижения духовных
сущностей). В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: И.
(нем. Verstand -"рассудок") - как способность образования понятий, а "разум"
(нем. Vernunft) - как способность образования метафизич. идей. Это словоупотребление
получило распространение в последующей нем. философии и окончательно закрепилось
у Гегеля в его концепции рассудка (И.) и разума: первый в
качестве способности к абстрактно-аналитич. расчленению является предварит,
условием высшего "разумного", конкретно-диалектич. понимания.
С конца 19
в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные
количеств, методы оценки И., степени умств. развития - с помощью спец.
тестов
и определённой
системы их статистич. обработки в факторном анализе (см. также
Коэффициент
интеллектуальности ).
В зоопсихологии
под И. (или "ручным мышлением") высших животных понимаются такие доступные
гл. обр. обезьянам реакции, к-рые характеризуются внезапностью решения
задачи, лёгкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его
на ситуацию, несколько отличную от исходной, и, наконец, способностью решения
"двухфазных" задач.
В сов. психологии
понятие И. употребляется гл. обр. в теории индивидуально-типологич. особенностей
развития личности (см. Б. М. Теплов, Проблемы индивидуальных различий,
М., 1961, с. 252-344). В более общем плане И. выступает как синоним мышления,умственного
развития личности.
Лит. см.
при ст. Мышление. Ю. Н. Попов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я