ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
(лат.
intelligent, intellegentia -понимание, познавательная сила, знание, от
intelligens, intellegens - умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный
слой людей, профессионально занимающихся умственным, преим. сложным, творческим
трудом, развитием и распространением культуры. Термин "И." был введён в
обиход писателем П.Д.Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешёл
в др. языки. Вначале под И. понимались вообще образованные люди. Это слово
нередко и сейчас употребляется в таком значении. В. И. Ленин включал в
И. "...всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще,
представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане)
в отличие от представителей физического труда" (Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 8, с.309, прим.). Разные группы И. принадлежат к различным обществ,
классам, интересы к-рых И. осмысливает, обслуживает и выражает в идейно-политич.
и тео-ретич. форме. Социально-политич. неоднородность И. увеличивается
по мере её развития. Предпосылкой появления И. в её первичных формах было
отделение умств. труда от физического, когда рядом с огромным большинством,
занятым исключительно физич. работой, образовались социальные группы, освобождённые
от прямого производит, труда и руководящие обществ, делами, в т. ч. гос.
управлением, правосудием, хоз. работами, занимающиеся науками, искусством
и т. д. Эксплуататорские классы закрепили за собой монополию на умств.
труд, однако она не носила абс. характера. Первичной группой И. явилась
каста жрецов. В ср. века место жречества заняло духовенство, верхушка к-рого
входила в класс феодалов. Часть врачей, учителей, артистов и др. выходила
из числа рабов, крепостных, из низших слоев свободных. В ср. века роль
И. угнетённых классов играли странствующие школяры, сказители, учителя,
актёры, а также простонародные знатоки священных книг, временами занимавшие
радикальные, антигосударственные позиции. В древности и в средние века
умств. деятельность рассматривалась как привилегия имущих. Однако тогда
же появляется служилая И., живущая за счёт продажи своих услуг представителям
знати,- философы, врачи, алхимики, поэты, художники и т. д. В Китае эта
часть И. - образованные чиновники - пользовалась наибольшим социальным
престижем. В Европе по мере развития централизованных государств приближённые
к монархам деятели И. пробивались на высокие гос. должности.
С эпохой Возрождения
связано значит, развитие научной, лит.-художеств, и в меньшей степени инж.-технич.
И. Культура и И. Возрождения приняли сугубо светский характер. Ряды И.
пополняются в возрастающей степени пз низших сословий: Леонардо да Винчи
был сыном нотариуса; У. Шекспир, Б. Спиноза, Рембрандт, Б. Челлини и др.
вышли из семей ремесленников или купцов. Деятельность И. Возрождения имела
б.ч. антифеод., гуманистич. характер. Появляются люди, стремящиеся выйти
за рамки умозрительной схоластич. культуры (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж.
Бруно, Ф. Рабле и др.). Нек-рые из них становятся идеологами низших, эксплуатируемых
слоев (Т. Кампанелла, Я. Гус, Т. Мюнцер и др.). М. Лютер, Эразм Роттердамский,
Ж. Кальвин, затем Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др. мыслители-литераторы и философы
создали идейную почву для Реформации и бурж. революций.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я