ИНТЕРВЕНЦИЯ
(позднелат.
interventio - вмешательство, о лат. interve-nio-прихожу, вмешиваюсь), в
междунар. праве вмешательство одного гос-ва во внутр. дела другого гос-ва
или в его взаимоотношения с третьими гос-вами. Совр. междунар. право запрещает
И. и рассматривает её как междунар. деликт. В соответствии с принципом
невмешательства никакое гос-во (или группа гос-в) не имеет права вмешиваться
прямо или косвенно по какой бы то ни было причине в дела другого гос-ва,
поэтому вооруж. вмешательство и все другие формы вмешательства или угрозы
вмешательства, направленные против политической независимости или территориальной
неприкосновенности любого государства, являются нарушением международного
права.
И. поставлена
вне закона рядом между-нар. договоров и соглашений, в т. ч. Уставом ООН,
согласно к-рому (п. 4, ст. 2) все гос-ва обязаны воздерживаться от угрозы
силой или её применения как против терр. неприкосновенности или
политич. независимости любого гос-ва, так и к.-л. другим образом, не совместимым
с целями ООН. Сила и угроза силой не должны служить средством урегулирования
междунар. вопросов; любые междунар. споры должны решаться исключительно
мирными средствами (п. 3, ст. 2 Устава ООН). Гос-во может прибегнуть к
силе, в т. ч. к вооруж. силе, только в двух строго определённых Уставом
ООН случаях: при осуществлении принудит, мер ООН (статьи 39, 41 и 42) или
законной самообороны против вооруж. нападения (ст. 51).
Необходимо
различать И. (вмешательство) и простое влияние (интерцессию). И. всегда
направлена на решение внутр. или внешних дел другого гос-ва в интересах
гос-ва, осуществляющего И. Простое влияние в форме дружеского совета, предложения
"добрых
услуга и т. д. обычно диктуется интересами поддержания или восстановления
междунар. мира и безопасности.
Несмотря на
категорич. запрещение И. совр. междунар. правом, империалис-тич. державы,
и прежде всего США, постоянно вмешиваются во внешние дела других гос-в
и народов. Эти акты вмешательства носят характер открытой вооруж. (напр.,
И. США в Индокитае) И. или скрытой, замаскированной (навязывание чуждой
политич., экономич., социальной и иной системы, организация в этих целях
заговоров, переворотов и гражд. войны; засылка шпионов, террористов и диверсантов;
финансирование, вооружение и оказание иной помощи подрывным группам; демпинг,
кабальные
займы, дипломатич. давление, использование печати, радио и телевидения
для ведения враждебной пропаганды и т. д.). Наиболее опасной формой вмешательства
является вооруж. И. (см. Агрессия).
В связи с тем,
что И. империалистич. держав в различных формах приобрела широкое распространение,
Генеральная Ассамблея ООН на 20-й сессии (1965) приняла Декларацию о недопустимости
вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости
и суверенитета, в к-рой осуждаются все формы И., направленные против пра-восубъектности
гос-ва или против его политич., экономич. и культурных элементов СССР и
др. социалистич. гос-ва, последовательно отстаивающие политику мира и мирного
сосуществования, неоднократно выступали против актов И., осуществляемых
империалистич. гос-вами. По инициативе СССР в ООН неоднократно ставился
вопрос о выполнении Декларации 1965.
Лит.:Багинян
К. А., Нарушение империалистическими государствами принципа невмешательства,
М., 1954; Ушаков Н. А., Суверенитет в современном международном праве,
М., 1963; Шарманазашви-ли Г., От права войны к праву мира, М., 1967; Курс
международного права, гл. ред. Ф. И. Кожевников, т. 2, М., 1967.
В. И. Менжинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я