ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
способ
проведения социологич. опросов как целенаправленной беседы интервьюера
и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса - свободные (глубокие,
клинич., фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное
интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в к-рой вопросы
интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью
часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью
или анкеты (см. Анкетирование), проверкой приемлемости вопросов,
информац. ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.
Стандартизированное
интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов
существенно влияет специфика получения ответов - "лицом к лицу" с интервьюером.
Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное
И., но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу
придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы
будут правильно поняты (напр., переписи населения в нек-рых р-нах проводятся
методом стандартизированного И.).
Отличие И.
от др. методов сбора эмпирич. социальной информации - активное взаимное
влияние интервьюера и опрашиваемого - существенно уменьшает достоверность
результатов И. по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется
при ответе своими предубеждениями (напр., против возраста или внешности
интервьюера и т. д.). Поэтому И. является наиболее сложным методом социального
исследования и считается скорее "искусством", чем стандартным технич. приёмом.
Лит.: Андреева
Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965; Ядов В.
А., Методология и процедуры социологических исследований, Тарту, 1968;
Здравомыслов А. Г., Методология и процедура социологических исследований,
М., 1969; Новиков Н. В., Специфика и проблемы интервью как техники исследования,
в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970. Ю. Б. Самсонов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я