ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС (от
лат. interest - имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных
действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями - мотивами,
помыслами, идеями и т. д.- участвующих в этих действиях индивидов, социальных
групп, классов.


Франц. материалисты
18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению
Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить обществ, жизнь с
помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божеств, предопределению,
так и случайным обстоятельствам историч. процесса. В И. они усматривают
реальное основание нравственности, политики, обществ, строя в целом. "Если
физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен
закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий
в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеции К. А., Об уме, М.,
1938, с. 34). Однако франц. материалисты не вышли за рамки идеалистич.
понимания обществ, жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как
простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили
из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда
тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии
теории И. сыграл Г. Гегель, к-рый, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость
И. к грубой чувственности, к естеств. природе человека. "Ближайшее рассмотрение
истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей,
их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч.,
т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов,
но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее,такое, что скрыто содержится в них, во не сознавалось ими и не входило
в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем
содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных
результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума,
с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное
многообразие потребностей и И.


Марксизм сохраняет
все положит, моменты в толковании И., полученные в истории обществ, мысли,
подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. "Экономические
отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде
всего как интерес ы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18,
с. 271). Поскольку экономич. отношения порождают разделение общества на
классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными,
глубокими, определяющими во всём многообразии нац., групповых и индивидуальных
И. Социальные И. обусловлены экономич. положением тех или иных обществ,
групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют
помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных
реакций, идеологии и т. п. В противоположность т. н. экономич. материализму,
абсолютизирующему экономич. интересы, марксизм-ленинизм исходит из того,
что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономич. потребности
этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или
социальной группы ко всей совокупности обществ.-политич. институтов, материальных
и духовных ценностей.


Один из наиболее
существенных моментов материалистич. понимания истории состоит в выяснении
взаимозависимости между И. и идеологией. ",,Идея" всегда посрамляла себя,
как только она отделялась от „интереса"" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же,
т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими
жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми
нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями,
обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 23, с. 47).


При решении
вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований.
И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные),
по сфере направленности (экономич., политич., духовные), по характеру субъекта
(нац., гос., партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно
и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления
(реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции обществ, развития
(прогрессивные, реакционные, консервативные). См. также Интересы экономические.

А. Г. Здравомыслов.


И. в психологии
- отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному,
привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением
и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных
форм и средств предметного освоения
действительности, к-рыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в
процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая
интериоризация
приёмов и средств действия превращают первоначально
безотчётные, непроизвольные
и ситуативно-эпизодич. И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые.
По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоят, потребность
в нём (познавательную, эстетич. и т. д.). Проблема целенаправленного формирования
И., ещё мало разработанная в совр. психологии, имеет большое значение для
практики обучения и воспитания.


Лит.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая
идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18;
Ленин В. И., Карл Маркс, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника
и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные
вопросы марксистской социологии, ч. 1, Зизд., Л., 1931; Рубинштейн С. Л.,
Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема
интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития
психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, "Вопросы
философии", 1965, № 11; Глезер-м ан Г. Е., Интерес как социологическая
категория, "Вопросы философии", 1966,
№ 10; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М.,
1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев
Б. В., КуфтыревА. И., Фетисов А. С., О природе интереса как социального
явления, "Вестник МГУ", 1968, N° 4; Lеwin К., Psychologische Situation
bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality,
N. Y., 1935. А. А. Пузырей.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я