ИНТЕРМЕДИЯ
(от
лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный), 1) небольшая пьеса
или сцена (пантомима, танец, муз. или инструм. произведение), обычно комич.
характера, разыгрываемая между действиями драматич. спектакля. И. возникли
в ср.-век. театре в представлениях мистерий и широко использовались
в школьном театре, комедии дель орте, в театре Мольера и др. В Испании
И. под назв. пасос получила развитие как самостоятельный жанр публичного
театра, достигнув художеств, зрелости в творчестве Лопе де Руэды и особенно
М. Сервантеса. В Англии наз. "интерлюдия", в Португалии "интремиш". В России
И. появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв. превратились
в самостоят. сценки с пением и танцами, получив распространение и в сов.
театре (напр., в спектакле "Принцесса Турандот" К. Гоцци в моек. Театре
им. Вахтангова).
И. существовали
и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С 15 в. они
вошли в практику муз. театра Италии, позднее Англии, Франции и др. стран.
Постепенно И. к спектаклю превратились в муз.-сценич. произведения с самостоятельным
сюжетом. Нередко такие И. привлекали большее внимание публики, чем акты
осн. спектакля. В 17-18 вв. в Италии И. представляли собой маленькие оперы;
часто они перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними
комич. характер. Опера "Служанка-госпожа" Перголези, положившая начало
развитию итал. комич. оперы и оказавшая большое влияние на формирование
франц. комич. оперы, возникла как И. к опере "Гордый пленник" того же автора
(1733). 2) Промежуточный эпизод между различными проведениями темы в фуге',
наз.
также интерлюдией.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я