ИНТЕРЬЕР
(от
франц. interieur - внутренний), 1)в архитектуре - внутреннее пространство
здания (жилого, общественного, промышленного) или к.-л. помещение (вестибюль,
фойе, комната, зал и т. п.). Функцион. назначение И. как среды, отвечающей
тем или иным процессам человеч. жизнедеятельности, определяет архит. решение
И. (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость, ритм размещения
опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, их масштабныесоотношения)
и характер его убранства (меблировку, оборудование). Одновременно архит.
композиция и убранство И. служат его художеств, организации, повышению
эмоцион. активности И. для целенаправленного воздействия на душевное состояние
человека, его настроение. И. создаётся во взаимосвязи с планировочной и
пространств, структурой сооружения и с его конструктивной основой. Вместе
с тем архит. решение И. получает порой известную автономность, т. к. может
создаваться с использованием дополнит, конструктивных элементов (подвесные
потолки, приподнятые настилы, перегородки и т. п.), не только позволяющих
видоизменять реальный объём той или иной пространств, ячейки сооружения,
но и обеспечивающих возможность её трансформации (напр., в японском жилом
доме). В тесной связи с архитектурой И. создаются украшающие его монумент,
росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи. Нередко эмблемы, включаемые
в орнамент, сюжеты декоративных панно конкретизируют идейный смысл И. Убранство
И. формируется из произв. декоративно-прикладного иск-ва в органическом
сочетании с архитектурой помещения. Деление И. на отд. части (зоны), различные
по своему назначению (нефы, трансепт и алтарная часть храма; амфитеатр,
партер и сцена зрит, зала), нередко предусмотренное его архит. композицией,
в большой мере подчёркивается подбором и размещением предметов убранства.
Значит, по
размерам И. воспринимается постепенно. По мере движения человека в И. перед
ним раскрываются его отд. части, их сочетания, что позволяет предусматривать
в архитектурно-художеств. решении И. много различных аспектов. Ещё сложнее
и протяжённее во времени восприятие комплекса помещений в пределах одного
здания или сооружения. Умением объединять в целостную художеств, структуру
большие группы парадных и жилых помещений виртуозно владели архитекторы
и художники 17-18 вв., превращавшие анфилады комнат в гармонически развёртывающееся
зрелище с тонкой сменой настроений и их оттенков, последовательно выдержанной
связью отд. . И. с соответствующей их характеру внешней средой, с видами,
открывающимися из окон. В совр. архитектуре проблемы И. занимают значит,
место. Рациональная и эстетически выразит, компоновка И., их связь с внешней
средой, строго дифференцированный подход к решению различных по назначению
помещений и, вместе с тем, учёт возможности использования одного и того
же помещения для различных целей ставят перед архитекторами и художникамисложные
задачи, решение к-рых должно отвечать удобствам жизни человека и высоким
эстетич. требованиям.
2) И. в живописи
- жанр, достигший расцвета в 17 в. в голл. (П. Санредам, Э. де Витте и
др.)и флам. живописи. В России к изображению И. обращались в 19 в. художники
венециановской
школы. И. часто играет большую роль в картинах на бытовые и исторические
сюжеты.
Илл. см. на
вклейке, табл. XVII (стр. 352-353). И. М. Глозман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я