ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ в
музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько
взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле - это высотная организация
муз. звуков (тонов) в их последовательности


(ср. с временной
организацией - ритмом). Муз. И. отличается от речевой фиксированностью
звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру
("склад", "строй") муз. высказывания, обусловливающую его экспрессивное
(определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное,
вопросительное и
т.п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое
(И. песенная, арпозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность
муз. И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с др.
звучаниями, прежде всего с речью, и нек-рые
пснхо-фпзиологич. предпосылки. И. в узком смысле - это наименьшее сопряжение
тонов в муз. высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразит,
значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И.
состоит из 2-3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии,
попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр.
Иногда И. метафорически называют муз. словом. Однако в отличие от слова
муз. И. не имеет точно определённого конкретного смысла.Лишь условно можно
говорить и об "интонац. словаре" как совокупности интонаций, применяемых
к.-л. композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке
многих стран в определённый период ("интонац. словарь эпохи").


Разработка
учения о муз. И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние
века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители
(Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В.
Глюк), далее - передовые рус. композиторы и муз. критики 19 в. (А. С. Даргомыжский,
А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и зарубежных музыкантов об
интонац. природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим
глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречий, чинтонац. теорию"
муз. творчества, исполнительства и восприятия, разработка к-рой продолжается
в СССР и др. социалистич. странах.


2) Степень
акустич. точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при муз.
исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий
тон располагается внутри нек-рой области частот, близких к абсолютно точной,-
т. н. зоны.


3) В производстве
и настройке муз. инструментов с фиксированной высотой звуков (фп., органа
и др.) - ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента
по высоте, громкости и тембру.


Лит.: Асафьев
Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и
музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и
других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965;
Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки,
М., 1966; Jiranеk J., Asafjevova teorie intonace, jejigeneze a vyznam,
Praha, 1967. A. H. Coxop.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я