ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ идеалистич.
течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство
познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и филос.
направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19-20
вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение
рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским
пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувств,
восприятия. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен
философии диалектического материализма.


Можно выделить
две формы И. Для первой, антиинтеллектуалистической формы характерно противопоставление
интуиции и интеллекта [А. Бергсон (Франция) и философия жизни в
целом], для второй - попытка соединить их [рус. философы Н. О. Лосский,
С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен
и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологич. школа - М. Шелер, Н. Гартман
(Германия) и др.]. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логич.
мышлению, логич. знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта
с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологич. вариантах
философии жизни (напр., у нем. философа Л. Клагеса) И. сближается
с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета помимо сознания. Представители
второго направления И. стремятся выйти за пределы непосредственно чувств,
опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода - духовный
(в частности, "религиозный") опыт. Критикуя свойственные И. гипертрофированные
представления о роли интуиции в познании, диалектич. материализм рассматривает
последнюю как органический момент познават. процесса, находящийся в единстве
с дискурсивным мышлением. См. Интуиция.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я