ИНТУИЦИЯ
(позднелат.
intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения
истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
В истории философии
понятие И. включало разное содержание. И. понималась как форма непосредственного
интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная И.). Так, Платон
утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувств, мира) есть вид
непосредственного знания, к-рое приходит
как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории
философии нередко чувств, формы познания и мышление противопоставлялись.
Р. Декарт, напр., утверждал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое
свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения,
но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое,
что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно
и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным
светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..."(Избр.
произв., М., 1950, с. 86). Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал
непосредственное и опосредствованное знание. И. трактовалась также и как
познание в виде чувственного созерцания (чувственная И.): "...безоговорочно
несомненное, ясное, как солнце... только чувственное", а потому тайна интуитивного
познания и "...сосредоточена в чувственности" (Фейербах Л., Избр. философские
произведения, т. 1, М., 1955, с. 187).
И. понималась
и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий
формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный
первопринцип творчества (3. Фрейд).
В нек-рых течениях
бурж. философии И. трактуется как божеств, откровение, как всецело бессознательный
процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм).
Различные
толкования И. имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности
в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного,
дискурсивного характера логического мышления.
Материалистич.
диалектика усматривает рациональное зерно понятия И. в характеристике момента
непосредственности в познании, к-рое представляет собой единство чувственного
и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного
освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически
доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию,
напр, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или
невиновности обвиняемого и т. п. Роль И. особенно велика там, где необходим
выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое.
Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного
познания не осознаются все те признаки, по к-рым осуществляется вывод,
и те приёмы, с помощью к-рых он делается. И. не составляет особого пути
познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет
собой своеобразный тип мышления, когда отд. звенья процесса мышления проносятся
в сознании более или
менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.
И. бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить
в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
А.
Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я