ИОАНН ДАМАСКИН
(I5anr.es
Damaskenos) (p. ок. 675, Дамаск,- ум. до 753), византийский богослов, философ
и поэт. Род. в христ. арабской семье. Получил энциклопедич. образование
в греч. духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом
(до 700). Выступал как ведущий идейный противник
иконоборчества.
И. Д. - завершитель
и систематизатор греч. патристики. К новизне идей и оригинальности
теорий он не стремился, верный своему девизу: "Я не скажу ничего от себя".
Всесторонность познаний И. Д. позволила ему соединить разнородный идейный
материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под
эгидой церк. догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы
схоластич. метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие
у ср.-век. теологов Запада, учившихся у И. Д. Гл. соч. И. Д. -"Источник
знания"; это компендиум филос. и богословских сведений, предвосхищающий
"суммы" зап. схоластов; лат. перевод его третьей части, осуществлённый
в сер. 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого,
Фому Аквинского. Соч. И. Д. получили распространение также в вост.-христ.
странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая И. Д. мысль о подчинённом
положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование
этого тезиса в зап. схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).
В историю лит-ры
И. Д. вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церк. песнопений.
В литургич. лирике он реставрирует антич. просодию, доводит до необычайной
усложнённости архитектонику канона, дополняя её хитроумными акростихами
и превращая как бы в кристаллич. структуру, действующую на воображение
своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение
простого и сердечного чувства (напр., в погребальном гимне "Какая сладость
в жизни сей..."). Принадлежность И. Д. романа "Варлаам и Иоасаф" является
спорной.
Соч.: Opera
omnia, t. 1-3, P., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur.
J.-P. Migne, t. 94 - 96); Schriften, Bd 1-, В., 1969 -; врус. пер.- Поли.
собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии, т.
1, ч. 2. М., 1969, с. 621 - 26; Памятники византийской литературы IV -IX
веков, М., 1968, с. 270-80. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я