ИОАНН ДУНС СКОТ

ИОАНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266, Макстон, Шотландия,- 8.11.1308,
Кёльн), средневековый философ-схоласт; монах-францисканец. Учился в Оксфорде
и Париже. Преподавал в университетах Оксфорда, Парижа, Кёльна и других
городов. Крупнейший представитель францисканского направления в схоластике.
Учение И. Д. С. противостоит доминиканской схоластике, нашедшей законченное
выражение в системе Фомы Аквинского. Критикуя последнего, И. Д.
С. ставит во главу угла не интеллект, а волю, не умственное созерцание
бога, а единение с ним через акт воли. Теология для И. Д. С. - прежде всего
"практич. мудрость", необходимая для "врачевания духа". И. Д. С. считал
невозможным и ненужным построение завершённой филос.-теологич. системы,
в частности рационально разработанной этики: человеческие действия определяются
в зависимости от того, соответствуют ли они божьей воле; то, что противоречит
ей и не исходит от любви, есть грех. В онтологии для И. Д. С. характерно
передвижение акцента от абстрактно-всеобщего бытия к бытию индивидуальному
как наиболее совершенному. И. Д. С. вводит спец. понятие, характеризующее
не класс предметов, а данную единичную, "эту" вещь (haec ceitas).


Учение И. Д.
С. выразило собой глубокий мировоззренч. кризис ср.-век. культуры. Не будучи
замкнутой системой, оно открывало широкие возможности для творчества не
столько на путях интеллектуальных построений, сколько на путях мистики.
Из
идей И. Д. С. в определённой мере исходили У. Оккам и ок-камисты.


С о ч.: Opera
omnia..., v. 1-Civitas Vaticana, 1950; в рус. пер., в кн.: Антология мировой
Философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 877-890.


Лит.:
История философии, т. 1, М., 1940, с. 474 - 76; Штёкль А., История средневековой
философии, пер. [с нем.],
М., 1912, гл. 6; Harris С. R. S., Duns Scotus, v. 1-2, L.- Oxf., 1927;
Gilson E., Joan Duns Scot, P., 1952; Copleston Fr. Ch., History of philosophy,
v. 2, Oxf., 1965.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я