ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
(Калабрийский),
Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioac-chino da Fiore) (ок. 1132-1202),
итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран
аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового,
Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.
Создатель мистико-диалектич.
концепции историч. процесса, выразившей глубокий кризис ср.-век. миропонимания.
Эта концепция, разработанная в формах символич. толкования Библии (в соч.
"Согласование Нового и Ветхого заветов", 1519, и "Пособие к Апокалипсису",
1527), исходит из деления всемирной истории на три "мировые состояния",
или эры, соответствующие трём лицам христ. троицы - отцу, сыну и св. духу.
В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный
господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра
сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая
эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё
содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что
позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа
должно начаться ок. 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют
любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная
церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного
бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками,
честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа "ангелический Папа",
буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение
"Вечного Евангелия", наконец, произойдёт примирение католиков с православными,
и в эту возрождённую вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи.
Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность.
Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней
истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним
хилиазмом
и
плебейскими ересями позднего средневековья.
Судьбы наследия
И. Ф. в течение 13 - нач. 14 вв. были тесно связаны с францисканством,
также учившим о "святой нищете"; создаётся обширная псевдо-иоахимовская
литература. Доль-чино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее
идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него -
на весь дух новоевроп. политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали
воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать
в филос. конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно
у рус. религ. философа В. С. Соловьёва.
Соч.: Liber
figurarum, 2 ed., v. 1 - 2, Torino, 1953.
Лит.: СтамС.
М., УчениеИоахимаКалабрийского, в кн.:
Вопросы историирелигиииатеизма,
т. 7, М., 1959; Gгundmann H-, Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927;
егоже, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J.
Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938;
Ilusso F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я