ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
древнейший памятник южнорус. летописания, один из ранних
рус. летописных сводов. Получила назв. по местонахождению её списка в Ипатьевском
монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н.
М. Карамзиным, самостоят, значение имеет Хлебниковский список 16
в. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга,
восходят к общему протографу - южнорус. летописному своду кон. 13 в. И.
л. по составу разделяется на три осн. части: первая - "Повесть временных
лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118-1199) - Киевский свод
кон. 12 в.; третья (до 1292) - в основном га-лицко-волынские летописные
записи. И.л. является ценнейшим источником по истории Юго-Зап. Руси до
кон. 13 в. Замечат. особенностью её является светский характер ряда рассказов.
Мн. галицко-волын-ские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим
летопись до уровня поэтич. произведения. Большие заслуги в изучении И.
л. принадлежат Н. М. Карамзину, А. А. Шахматову, Л. В. Черепнину, В. Т.
Пашуто и др.
Источи.: Летопись
по Ипатьевскому списку, изд. Археографической комиссии, 1871 (2 изд. -
1908, переиздано фототипическим способом в 1963).
Лит.: Шахматов
А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл.
4 - 5; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: Исторические
записки, т. 12, М., 1941; Лихачев Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое
значение, М.-Л., 1947; Паш у то В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской
Руси, М., 1950, с. 17 - 133.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я