ИППОДРОМ

ИППОДРОМ (греч.
hippodromes, от hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега), место
проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований;
учреждение, организующее эти испытания и соревнования. На И. имеются беговая
и скаковая кольцевые замкнутые дорожки (круг), здание с трибунами для зрителей
(вдоль финишного участка) и судейская вышка (против финиша). Внутри дорожек
располагаются площадки для различных конноспортивных соревнований и дорожки
с препятствиями для стипль-чеза. Вблизи трибун отводится огороженное место
для выводки и седловки лошадей ("паддок"). При И. обязательны вспомо-гат.
и хоз. сооружения (крытые манежи, конюшни, кузница, вет. лазарет, карантин
и др.).


И. известны
с глубокой древности (в Греции и Риме задолго до н. э.). И. древних греков
и римлян представляли собой обычно длинную прямоугольную площадку с одним
закруглённым концом и стеной посредине, к-рую огибали колесницы во время
скачек. Вокруг площадки возвышались трибуны для зрителей. Крупнейший антич.
И. в Константинополе (203- 330) имел сложную многоярусную сводчатую конструкцию.
В Риме и позднее в Византии И. были центрами не только спортивной, но и
обществ, жизни.


В России первый
И. организован в 1826 в Лебедяни Тамбовской губ. для испытаний верховых
лошадей (скачек). В 1834 создан И. в Москве для испытаний верховых и рысистых
лошадей (в 1951-55 здание И. с трибунами перестроено арх. И. В. Жолтовским).
Совр. И. подразделяются на скаковые, беговые и комбинированного назначения.
Скаковые И. предназначены в основном для проведения скачек на быстром аллюре
- галоп под жокеем в седле. Беговые И.-для испытаний лошадей рысистых пород
на аллюре рысь и тяжеловозов на макс, грузоподъёмность и срочную доставку
груза. На И. комбинированного назначения (напр., Московский И., имею-щий
площадь ок. 40 га, пропускную способность ок. 1200 лошадей в год)
испытывают верховых, рысистых и рабочих лошадей. Беговые дорожки ипподром-ного
круга, как правило, эллипсовидные; скаковые - разнообразной конфигурации
(эллипс, восьмёрка, буква Р и др.). Располагаются дорожки концентрически
(одна внутри другой) или рядом друг с другом. На большинстве И. дорожки
круга ровные, нивелированные, лишь на нек-рых [Венсеннский под Парижем;
Хопегартенский в Берлине (ГДР); Варшавский и др.] они имеют подъёмы и спуски,
что усложняет испытания. Крупные И. имеют по неск. дорожек (на Московском
И. их 4: одна для скачек - внешняя и 3 для бегов, расположенные концентрически
внутри первой). Лучшие дорожки для верховых лошадей - дерновые, для рысистых
- с упругим, эластичным покрытием (рези-нобитум, тартан и др.). Длина дорожек
для испытаний верховых лошадей 2000- 2400-3000 м, для рысистых -
1600 м; в США и нек-рых европ. странах - 804,5 м (полмили)
и 1005,5 м (5/g мили). Ширина скаковых дорожек 20-30
м,
рысистых - 20-25 м. Зимой испытания рысаков устраиваются на
ледяной дорожке, для чего лошадей подковывают особыми подковами с острыми
шипами.


Многие И. ведут
н.-и. работу по коневодству. На крупных И. имеются тотализаторы (бюро,
принимающее денежные ставки на лошадей и выплачивающее выигрыши за победивших
в скачках или бегах лошадей). В работе зарубежных И. оборотам тотализатора
придаётся ведущее значение


И. имеются
во мн. странах мира, располагающих значит, поголовьем скаковых и рысистых
лошадей. Важнейшие совр. И.: Московский (СССР, по количеству испытанных
за год лошадей), Лексингтон -ский (США, шт. Кентукки), Нью-Маркет, Эпсомский
(Великобритания), Венсеннский, Лоншан (Франция) и др. И. Сарсуэла в Мадриде
(Испания) известен оригинальной железобетонной конструкцией здания с трибунами
(1935, инж. Э. Торроха и др.; илл. см. на вклейке, табл. XXXV, № 8, стр.
560-561). См. Конские испытания, Конный спорт

Б.Н. Попов,
А.П. Галли.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я