ИППОЛИТ
(Hyppolite)
Жан (8.1.1907, Жонзак,- 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист.
Испытал влияние нем. неогегельянства. Проф. философии Сорбонны (1947-55),
директор Высшей нормальной школы (1955- 1963), проф. Коллеж де Франс (с
1963). И. перевёл на франц. яз. "Феноменологию духа" Г. Гегеля (1939) и
выступил с рядом работ о гегелевской философии, к-рую интерпретировал с
позиций, близких к экзистенциализму. В статьях И. о ранних произв.
К. Маркса проводится мысль о том, что марксистское экономич. учение базируется
не столько на анализе фактов, сколько на восходящих к Гегелю филос. предпосылках
и этич. требованиях. Антимарксистские взгляды И. были подвергнуты критике
в работах франц. марксистов.
Соч.: Genese
et structure de la phenome-nologie de 1'Esprit, P., 1947; Introduction
a la philosophic de 1'histoire de Hegel. P., 1948; Lоgique et existence,
P., 1953; Etudes sur Marx et Hegel, P., 1955.
Лит.: Грецкий
М. Н., Критика неогегельянства марксистами Франции, "Вопросы философии",
1963, Ms 8.
В. Н. Кузнецов.
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ
(наст,
фам. Иванов) Михаил Михайлович [7 (19).11.1859, Гатчина,-28.1.1935, Москва],
советский композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель, нар. арт. Республики
(1922). Окончил в 1882 Пе-терб. консерваторию по классу композиции Н. А.
Римского-Корсакова. В 1882-93 жил в Тбилиси, где возглавлял местное отделение
и муз. уч-ще Русского муз. об-ва; выступал как дирижёр. В 1899-1906 дирижёр
Моск. частной оперы С. И. Мамонтова, Оперного театра С. И. Зимина, с 1925
- Большого театра. С 1893 профессор, в 1905-18 директор, в 1919-22 ректор
Московской, в 1924- 1925 - Груз, консерваторий. Среди его учеников 3. И.
Палиашвили, С.Н.Василенко, Р. М. Глиэр. Крупный деятель муз. культуры,
И.-И. после Великой Окт. социалистич. революции принял активное участие
в строительстве сов.муз. культуры в различных её областях.
Написал: оперы
-"Руфь" (пост. 1887), "Азра" (пост. 1890), "Ася" (пост. 1900), "Измена"
(пост. 1910), "Оле из Норлан-да" (пост. 1916), "Последняя баррикада" (соч.
1933); симфонию (исп. 1908), романсы и др.; завершил оперу М. П. Мусоргского
"Женитьба". Изучая муз. фольклор Кавказа, И.-И. в своих произв. использовал
нац. нар. мелодии, создал сюиты "Кавказские эскизы" (1894) и "Иверия" (1895),
поэму "Мцыри" (1924). Популярен "Юбилейный марш" И.-И. для симф. оркестра
(1931). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Грузинская
народная песня и её современное состояние, "Артист", 1895, № 45; Учение
об аккордах, их построение и разрешение, М., [1897]; Комментарии к оркестровой
сюите "Кавказские эскизы", ор. 10, "Советская музыка", 1933, № 3; Из переписки
Н. А. Римского-Корсакова и М. М. Ипполитова-Иванова, там же; 50 лет русской
музыки в моих воспоминаниях, М., 1934.
Лит.: Чемоданов
С. М., М. М. Ипполитов-Иванов. К 50-летию деятельности, М., 1933; Бугославский
С.,
М. М. Ипполитов-Иванов, М., 1936; П о д-земская Л. П., М. М. Ипполитов-Иванов
и грузинская музыкальная культура, [Тб., 1963]. Г. М. Оленев
.М.
М. Ипполитов-Иванов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я