ИРАК

ИРАК
IX.
Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное
состояние и здравоохранение. В 1967, по неполным официальным данным,
на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 19,1, общая смертность 4,1; детская
смертность 16,2 на 1 тыс. живорождённых. Преобладает инфекционная и паразитарная
патология. Осн. причина смертности - желудочно-кишечные инфекции. Имеются
природные очаги чумы.


В медико-географич.
отношении различают: Сирийскую пустыню, гористый р-н и равнинную Месопотамию.
В пустыне преобладают инфекционные болезни, заносимые кочевниками и паломниками.
Горы Загрос до 1500 м эндемичны по малярии, в засушливых п.редгорьях
встречаются очаги кожного и висцерального лейшманиоза, тениаринхоз, клещевой
спирохетоз; эндемичен зоб. Месопотамия в целом характеризуется высокой
эндемией малярии, особенно в низовьях Евфрата и долине Шатт-эль-Араба;
здесь распространены эхинококков, три-хоцефалёз, аскаридоз, амёбиаз. На
севере равнины регистрируется висцеральный и кожный лейшманиоз, здесь же
наиболее распространён анкилостомидоз; мочеполовой шистосоматоз более эндемичен
на юге, поражённость им в р-не мухафазы Дикар достигает 25%.


В результате
борьбы с инфекционными болезнями значительно снижена заболеваемость трахомой,
шистосоматозом; на всей эндемичной по малярии территории осуществляется
программа ликвидации этой болезни; с 1967 не регистрируются оспа и холера.


В 1970 функционировало
150 больниц на 18,3 тыс. коек (ок. 2 коек на 1 тыс. жит.), работали 2,4
тыс. врачей (1 врач на 3,8 тыс. жит.), 309 зубных врачей, 352 фармацевта
и ок. 6,2 тыс. лиц среднего мед. персонала.


Мед. кадры
готовят мед. ф-т Багдадского ун-та, мед. ин-т, два стоматологич. и один
фармацевтич. колледжи. В 1964/65 финанс. году расходы на здравоохранение
составили 3,5% госбюджета.


О. Л. Лосев,
И. Б. Панина.


Ветеринарное
дело. Заболеваемость с.-х. животных характеризуется преобладанием инфекционных
и инвазионных болезней. Распространены ящур (9950 новых очагов; здесь и
ниже 1969), бруцеллёз (54), оспа овец и коз (2912), кокцидиоз птиц (67
591), болезнь Ньюкасла (3561). Постоянно регистрируются сибирская язва,
бешенство, Ку-лихорадка и пироплаз-мидозы. Среди гельминтозных болезней
особенно распространён эхинококкоз (поражено св. 13% кр. рог. скота, 29%
овец и 49% верблюдов). Вет. врачей готовит вет. ф-т Багдадского ун-та.
В И. 75 вет. врачей (1970). С. И. Картушин.
X. Просвещение


До революции
1958 ок. 80% мужчин и 95% женщин были неграмотны. В 1959 утверждён закон
об обязат. нач. обучении, внесены нек-рые изменения в уч. программы. В
1970 принят новый закон об обязат. образовании детей до 14 лет.


В соответствии
с заявлением Совета ре-волюц. командования от 11 марта 1970 о мирном демократическом
урегулировании курдской проблемы в Министерстве просвещения создан департамент
курдского образования. Система нар. образования состоит из след, звеньев:
дет. сады, начальная школа (6-летняя в городах и 4-летняя в сел. местности),
неполная ср. школа (3 года обучения), полная ср. школа (2 года обучения)
с гуманитарным, естественным и коммерч. направлениями. В нач. школу принимаются
дети в возрасте 6 лет. Преобладает раздельное обучение. На всех ступенях
образования обязательно изучение религии. В 1969 в дет. садах воспитывалось
ок. 15,7 тыс. детей. В 1969/70 уч. г. в нач. школах обучалось св. 1 млн.
уч-ся, в ср. школах - ок. 300 тыс. уч-ся (в 1957/58 уч. г. соответственно
416,5 тыс. и ок. 50 тыс.).


Проф. уч. заведения
строятся на базе нач. и неполной ср. школы. Срок обучения - 3 года. В 1969/70
уч. г. проф. подготовкой было охвачено ок. 10 тыс. чел. Учителей готовят
в основном в пед. колледжах (10,9 тыс. уч-ся в 1968/69 уч. г.).


Крупнейшие
высшие уч. заведения: гос. ун-ты - Багдадский (осн. в 1958, состоит из
18 колледжей), аль-Хикма, Курдский в Сулеймании (осн. в 1968), Мосульский
и Басрский (оба организованы в 1967 из колледжей Багдадского ун-та), ун-т
аль-Мустансирия в Багдаде. В 1970/71 уч. г. в вузах обучалось 42,5 тыс.
студентов. Многие иракцы получают высшее образование в СССР, США, Египте
и др. странах. СССР помогает И. в подготовке нац. технич. кадров также
путём практич. обучения иракцев на предприятиях, в н.-и. ин-тах.


Крупнейшие
библиотеки: Центр, б-ка при Багдадском ун-те (осн. в 1960; 150 тыс. тт.),
б-ка Ирак, музея (осн. в 1934; 37,5 тыс. тт.), Нац. б-ка (осн. в 1955;
35,7 тыс. тт.) - в Багдаде, Публичная б-ка в Мосуле (осн. в 1930; 61 тыс.
тт.).


Крупнейшие
музеи: Иракский (осн. в 1923), Музей араб, древностей (1937), Этнографич.
(1941), Естеств. истории (1946), Совр. иск-ва (1963), Музей дворца Аббасидов
(открыт в 1935) - в Багдаде, Мосульский музей (1951), Вавилонский музей
(осн. в 1949 на руинах древнего Вавилона). К. П. Матвеев.
XI. Научные
учреждения


Руководство
научно-исследовательскими учреждениями осуществляет Министерство высшего
образования и науч. исследований. Осн. науч. учреждения - Комиссия по атомной
энергии, Орг-ция науч. исследований, Ирак. АН, Курдская АН, а также ун-ты.
Всего н.-и. работой в области естеств. и прикладных наук занимается 1,2
тыс. чел.


Комиссия по
атомной энергии занимается вопросами практич. применения атомной энергии
и фундаментальными обще-теоретич. исследованиями. Имеется Центр ядерных
исследований и атомный реактор. Науч. исследования проводятся в сотрудничестве
с сов. специалистами.


Орг-ция науч.
исследований имеет в своём составе 6 науч. центров: Ин-т естеств. ресурсов
(исследования в области гидрологии, экологии растений и др.); Н.-и. ин-т
нефти (исследования в области бурения на нефть, нефтехим. произ-ва, хранения
нефти, использования газа и др.), ин-ту оказывает технич. помощь Франц.
ин-т нефти; Центр по исследованиям в области стр-ва и стройматериалов;
Центр биологич. исследований (изучение фауны и флоры И.); Центр по исследованию
финиковых пальм; Экспериментальная с.-х. база (изучение вопросов плодородия
почвы, подбор удобрений, выработка агротехнич. рекомендаций).


Ирак. АН (осн.
в 1947) объединяет учёных, занимающихся гуманитарными науками и историей
медицины. Курдская АН разрабатывает проблемы курдоведения.
XII. Печать,
радиовещание.телевидение


В 1972 выходили:
"Аль-Джумхурия", с нач. 1963, ежедневная газета на араб, яз., орган пр-ва,
тираж ок. 20 тыс. экз.; "Багдад обсервер" ("Baghdad Observer"), с 1967,
ежедневная утренняя газета на англ, яз., правительственная, тираж ок. 7
тыс. экз.; "Ас-Саура", с 1967, ежедневная утренняя газета на араб, яз.,
орган партии Баас, тираж 40 тыс. экз.; "Ат-Таахи", с 1967, газета на араб,
яз., орган Демократич. партии Курдистана; "Алиф Ба", с 1968, еженедельный
журнал на араб, яз., 2 тыс. экз.; "Ас-Са-кафа аль-Джадида", с 1969, ежемесячный
обществ.-политич. журнал на араб, яз., отражает мнение ИКП; "Аль-Фикр аль-Джадид",
с 1972, еженедельная газета, изд. ИКП. Офиц. агентство - Иракское информац.
агентство, осн. в 1959.


Интенсивное
стр-во радиосети началось после революции 1958. В 1972 работало 10 радиостанций
- 6 в Багдаде, остальные в Басре и Киркуке. Внутр. вещание ведётся на араб.,
курдском и туркм. языках,
внешнее- на англ., франц.,нем., евр., перс., тур., урду и рус. языках.
Телевидение с 1956. Телецентры в Багдаде, Басре, Киркуке, Мосуле. Ведётся
на араб, и курдском яз.
XIII. Литература


Богатая ср.-век.
араб, лит-pa наибольшее развитие получила в Багдаде, столице Халифата и
центре арабской культуры и науки (см. Арабская культура, раздел
Литература). Развитие лит-ры 19 - нач. 20 вв. шло гл. обр. в русле поэзии.
Самым распространённым прозаич. жанром оставался эпистолярный. Крупнейшие
представители ирак. поэзии - архаист Абд аль-Мухсин аль-Казими (1865-1935),
новатор Джемаль Сидки аз-Захави (1863-1936), традиционалист Ма-аруф ар-Русафи
(1875-1945) - соединили в своём творчестве идеи просветительства и нац.-освободит.
борьбы. Некоторые из поэтов, вкладывая новое содержание в традиц. поэтич.
формы, стали основоположниками неоклассич. школы в поэзии. Характерными
чертами поэзии периода нац.-освободит. восстания 1920 были революц. пафос
и простота стихов, легко доходивших до сознания нар. масс. Жанры рассказа
и повести впервые разработал Махмуд Ахмед ас-Сайид (1901-37), последние
произв. к-рого пронизаны социалистич. идеями. Заметное воздействие на обществ,
жизнь страны оказывали в 30-е гг. сатирики и юмористы Зу-н-Нун Айюб (р.
1908) и др. К сер. 50-х гг. в лит-ре И. формируется жанр романа. После
революции 1958 лит-pa И. пережила большой подъём. Темы антиимпериалистич.
и антифеод, борьбы, призывы к социальным преобразованиям и построению социалистического
общества преобладали в неоклассич. поэзии Мухаммеда Махди аль-Джа-вахири
(р. 1905) и в доступных широким массам стихах Бахра аль-Улюма (р. 1911).
Политич. и социальные мотивы характерны для творчества Абд аль-Ваххаба
аль-Баяти (р. 1926), Хасана аль-Баяти и др. поэтов и прозаиков. Глубоко
лирично творчество ас-Сайяба (1926- 1964), поэтессы Назик аль-Маляика (р.
1923) и др. поэтов, реформировавших стихосложение. В И.
развивается также лит-pa на курдском яз. (см. в ст. Курды).

Б. В. Чуков.
XIV. Архитектура
и изобразительное искусство


На территории
И. памятники искусства восходят к 4-му тыс. до н. э. (архео-логич. культуры
Урука, Джемдет-Нас-ра, элъ-обейдская культура). Обнаружены многочисл.
памятники одной из древнейших цивилизаций мира - вавилоно-ассирийской
культуры
(раскопки
городов Вавилон, Ур, Ниневия, Кальху и др.), Парфянского царства (Хатра),
сасанидского искусства (Ктесифон). Важное место занял И. в формировании
арабской культуры. В 30-е гг. 7 в. осн. города - Куфа, Басра, в
нач. 8 в.- Ва-сит; ко 2-й пол. 8 в. относится укрепл. дворец халифов Ухайдир,
с 762 строится по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, совр. Багдад).
Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов характеризуют постройки
Самарры (9 в.): грандиозные дворцовые ансамбли с многочисл. дворами, садами,
жилыми и хоз. помещениями, укреплённые стенами с башнями (дворец Балькувара);
мечети с обширным двором, окружённые стеной с башнями, с монумент, минаретом
вблизи (Большая мечеть Мутаваккиля, спиралевидный минарет аль-Мальвия);
купольные 8-угольные в плане мавзолеи (Куббат ас-Сулайбия). С ослаблением
Халифата в 10-11 вв. монумент, стр-во в И. сокращается. Архитектура 12-1-й
пол. 13 вв. представлена гл. обр. памятниками Багдада (комплекс медресе
Мустансирия, гор. ворота Баб аль-Вастани) и Мосула (Большая мечеть Нур-ад-дина,
или Джами аль-Кабир, и минарет), для к-рых характерны чёткие объёмно-пространств.
композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор
в виде узорной кладки из кирпича, резной терракотвг, иногда рельефов. Получили
распространение 8-гранные мавзолеи с высокими конич. ячеистыми куполами
(мавзолей Зубайды в Багдаде; илл. см. т. 2, стр. 511). После монг. нашествия,
в 13-15 вв. стр-во почти не велось. В архитектуре 16-17 вв. заметно влияние
зодчества сефевидского Ирана: возводятся большие купольные мавзолеи-мечети
с ярким по-лихромным декором - глазуров. керамич. облицовками, позолотой,
росписями, резным стуком (мавзолеи-мечети: Мусы аль-Кадима, т. н. Золотая
мечеть, в Багдаде, илл. см. т. 2, табл. XL; имама Хусейна в Кербеле, имама
Али в Неджефе). Нар. жилище И. вплоть до 20 в. сохраняло традиц. планировку
с внутр. двором, лоджиями и террасой на колоннах; окна и балконы верхних
этажей часто имели узорные деревянные решётки.


Изобразит,
иск-во И. периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и
росписей по дереву с изображениями живых существ, а также орнаментальными
стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита).
В Багдаде и в сев. И. в этот период начала развиваться книжная миниатюра,
расцвет к-рой наступил в 12-13 вв. К багдадским относятся отличающиеся
лаконизмом иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида,
1222, в разных музея::), исполненные жизненной выразительности миниатюры
к "Макамат" аль-Харири (рукопись нач. 13 в. в Ленингр. отделении Ин-та
востоковедения; рукопись 1237 с илл. Яхья ибн Махмуда в Нац. б-ке в Париже,
илл. см. т. 2, табл. XIV). Сев.-ирак. миниатюре присуща торжеств, парадность
(-"Книга песен", 1218-19, Национальная б-ка в Стамбуле; илл. см. т. 2,
табл. XIV). В кон. 14 в. в Багдаде работал тонкий колорист и мастер композиции
Джунаид Султани (илл. к "Хамсе" Хаджу Кермани, 1396, Брит, музей, Лондон).
В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. И. важное место занимали: керамика
- с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (8-14 вв.),
глазурованная с росписью люстром (9 в., Самарра) или с полихромией
росписью; художеств, изделия из металла - сосуды в форме птиц или зверей
(8-9 вв.) либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией
(13 в., Мосул) - и из стекла (Самарра); ткачество - золототканые, шёлковые,
шерстяные и льняные ткани. Ср.-век. художеств, традиции сохраняются вплоть
до 20 в.


Нац.-освободит,
движение 20 в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры.
Багдад, реконструированный в 1920-30-х гг., постепенно застраивается совр.
правительств., обществ. и жилыми зданиями; началась реконструкция Мосула,
Басры и др. городов. К проектированию и стр-ву привлекаются зап. зодчие
(В. Гропиус, Ф. Л. Райт,


А. X. X. Аалто
и др.), выдвинулись ирак. архитекторы: Н. А. Джавдад, Р. аль-Ча-дерчи
(автор памятника Неизвестному солдату в Багдаде, 1959; илл. см. т. 2. стр.
511), X. Мунир, К. X. аль-Мидфаи и др. Для современной архитектуры характерно
стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым
условиям (солнцезащитные и вентиляц. устройства), а также использовать
элементы традиц. планировки и декора (внутр. дворы, узорные решётки и пр.).
Продолжается стр-во 2-этажных гор. жилых домов местного типа.


Живопись маслом
зародилась в И. в нач. 20 в. (пейзажи и портреты Абдель-Кадер Рассама,
Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Ин-те
изящных иск-в (Багдад). В 1940-50-х гг. возникли небольшие общества художников,
к-рые в 1956 объединились в Ассоциацию художников И. Наряду с живописью
развиваются скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного
искусства. Джавад Салим, иракский скульптор и живописец, воздвиг на пл.
ат-Тахрир в Багдаде величеств, панно-рельеф "Революция 14 июля" (камень,
бронза, 1959-60), в к-ром органично сочетаются традиции древних культур
с совр. прогрессивными идеями и художеств, приёмами. Поиски совр. нац.
своеобразия на основе местных художественных традиций и опыта мирового
искусства 2-й пол. 19-20 вв. являются основной творч. задачей большинства
художников И. Живописец
Фаик Хасан как в абстрактных композициях, так и в своих тематич. картинах
придаёт гл. значение цвету. Хафиз ад-Дуруби, своеобразно используя традиции
импрессионизма, передаёт кипучую жизнь Багдада. Исмаил аш-Шейхли, Дня аль-Азави,
Саад ат-Тай и Нури ар-Рави ищут вдохновение в нар. примитиве, в старинных
легендах. В реалистич. традициях работают художники Ата Сабри, Халед аль-Джадер
и др. Произв. на актуальные темы современности создают живописцы Мухаммед
Ариф и Махуд Ахмед. Нек-рые скульпторы (Халед ар-Раххаль, Мухаммед Гани),
а также авторы майоликовых панно (Шамс-ад-дин Фарис, Ниэмат Махмуд) сочетают
реалистич. принципы с приёмами древнего искусства. Поиски форм, отвечающих
новому быту, наблюдаются в керамике. На протяжении столетий на территории
И. развивается художественная культура курдов (см. в ст. Курды).


Лит.: Певзнер
С. Б., Молодое искусство Ирака, "Искусство", 1959, № 11; Фарадж Аббоан-Нуман,
Иракская школа живописи и ваяния, там же; Веймар н Б., Каптерева Т., Подольский
А., Искусство арабских народов. (Средневековый период), М., 1960; Всеобщая
история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 15-28; там же, т. 6, кн. 1,
М.,1965, с. 459 - 461; Крачковская
В. А., Миниатюры "Книги Макам" ал-Харири, "Ученые записки ЛГУ", 1962, №
306; Искусство Древнего Востока, М., 1968 (серия "Памятники мирового искусства");
Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры,
т. 8, М., 1969; Халам и некая М.. Искусство современного Ирака, "Творчество",
1971, № 2; Сгеswе11 К. А. С., Early Muslim architecture, v. 1 - 2, Oxf.,
1932-40; E t-tinghausen R., Arabische Malerei, Genv., [1962]; ap
- Pави Нури, Таамулят филь фанн аль-Ираки аль-Хадис (Размышления о современном
иракском искусстве), Багдад, 1962. Б. В. Веймарн.




XV. Музыка


В основе муз.
культуры И. (как и др. стран совр. араб. Востока) лежит др.-араб. цивилизация.
В силу историч. особенностей развития страны ирак. музыка явилась одной
из ветвей араб. муз. иск-ва (см. Арабская культура, раздел Музыка).
Отсюда бытование таких инструментов, как лютня - уд, рабаб (простая виола,
своего рода скрипка), гиджак (струнный смычковый), канун, или псалтерион
(струнный щипковый), най (перс, флейта), дуфф (маленький плоский квадратный
бубен) и др. Нар. и традиционная проф. музыка характеризуется широко развитой
ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макомы (см. Макам). Макомы
являются ладовой основой больших вокально-инструм. циклов типа сюиты. Каждая
пьеса строится в определённом макоме и носит соответствующее ладу название.
Для этих произв. типично орнаментально-вариационное развитие, чередование
осн. напева с инст-рум. эпизодами. Среди разнообразных нар. песен популярен
жанр атаба (жалоба) - своеобразная песня-диалог, состоящая из эмоциональных
сольных речитативов и коротких ответов. Существенное место в быту иракцев
занимает духовная музыка.


В совр. И.
осваиваются достижения европ. музыкальной культуры. Центр музыкальной жизни
- Багдад. При Багдадском радио работают Оркестр восточной музыки (руководитель
- композитор Селим аль-Челеби), хор, вокалисты-солисты. В 1971 при Мин-ве
информации создан Национальный симфонический оркестр. Муз. кадры воспитываются
гл. обр. в Академии изящных искусств (осн. в 1940). Нек-рые выпускники
продолжают муз. образование в др. странах, в т. ч. в СССР (неск. ирак.
музыкантов, имеющих диплом Моск. консерватории, преподают в Академии).
В 1968 открыта муз. школа для одарённых детей (мн. дисциплины преподают
сов. педагоги).


Музыканты И.:
композитор Ахмед аль-Халиль (автор песен, оркестровых пьес), исполнительницы
нар. и совр. песен Ламиа Тауфик, Зугур Хусейн; певцы Фарук Халяль, Рида
Али; инструменталисты Хасан Раджаб, Шуэйб Ибра-хим, Худейр Шибли, Джалиль
Башир и др. Е. Б. Волгина.
XVI. Театр


Первые попытки
создания проф. театра в И. относятся к кон. 20-х гг. 20 в. В 1929 учащиеся
средних школ создали в Багдаде труппу Иракский нац. театр, к-рая выступала
в школах, на улицах и площадях, исполняя скетчи, песни и танцы. В 1931
режиссёр-любитель Хакки аш-Шибли организовал первый проф. ансамбль, куда
вошло ок. 50 ирак., егип., сирийских и ливан. артистов, а также оркестр
нар. инструментов. Среди значит, работ - постановка антиангл, пьесы "Вахда"
Мусы Шахбандера и инсценировки араб. лит. и фольклорных произв. В 1935
в Багдаде, Басре и Мосу-ле подобные коллективы создавали студенты и мелкие
служащие. Несмотря на то, что Академия изящных иск-в (Багдад) готовит проф.
актёров (многие завершили образование в зап.-европ. странах), в И. нет
проф. театра, нет также постоянной драматич. или балетной труппы. Актёры
выступают по радио, телевидению, в кабаре, в концертах, устраиваемых Академией.
Наиболее популярны выступления макамов - чтецов, к-рые под громкий аккомпанемент
нар. инструментов декламируют нараспев эпич. поэму или стихи; среди известных
чтецов - Мухаммед Куббанчи, Салима Мурад, Афифа Искандер, Сабиха Ибрахим
и др.
XVII. Кино


Развитие кинематографии
началось в сер. 40-х гг.; поставлены фильмы "Дети Востока", "Лейла в Ираке",
"Алиа и Иссам" и др. В 50-е гг. выпущены "Сайд Эфенди" (1958, реж. К. Хусни),
"Фотна и Хасан" (1952, реж. X. Эломи), "Кто виноват?" (1957, реж. А. Вали),
поев, жизни бедняков. Среди др. фильмов: "Навуходоносор" (1960, реж. К.
аль-Адзави), "Рука судьбы" (1964, реж. К. аль-Ваби), "Осенние листья" (1964),
"Прощай, Ливан" (совм. с ливанскими кинематографистами) (реж. обоих фильмов
X. Лабиб), "Ночной сторож" (1968, реж. аль-Харис). В 1959 основана Всеобщая
орг-ция кино и театра. Среди киноактёров - Х- Шафки, Ю. аль-Ани. Ежегодно
производятся 1-2 полнометражные, 8-10 короткометражных кинокартин. Министерство
просвещения выпускает учебные фильмы. Ввозится 300-400 иностр. фильмов
в год. В стране 117 кинотеатров (1971). В. Н. Кислое.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я