ИРОНИЯ
(от
греч. eironeia, букв. - притворство), 1) в стилистике - выражающее насмешку
или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте
речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее
под сомнение.
Слуга влиятельных
господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех,
кому зажали рот. (Ф. И. Тютчев, "Вы не родились поляком...")
И. есть поношение
и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают
свойство, к-рого в нём нет, но к-рое надо было ожидать. "Иногда, притворяясь,
говорят о должном, как о существующем в действительности: в этом состоит
ирония" (Бергсон А., Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 166); И.- "...лукавое
притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что
он знает" (Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905,
с. 381). Обычно И. относят к тропам, реже - к фигурам стилистическим.
Намёк
на притворство, "ключ" к И. содержится обычно не в самом выражении, а в
контексте или интонации, а иногда - лишь в ситуации высказывания. И. -
одно из важнейших стилистич. средств юмора, сатиры, гротеска. Когда
иронич. насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.
2) В эстетике-вид
комического,
идейно-эмоцион. оценка, элементарной моделью или прообразом к-рой служит
структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистич. И. Иронич. отношение
предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито
запрятанные, но определяющие собой стиль художеств, или публицистич. произведения
("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера,
сюжета, всего произв., напр, в "Волшебной горе" Т. Манна). "Скрытность"
насмешки, маска "серьёзности" отличают И. от юмора и особенно - от сатиры.
Смысл И. как
эстетич. категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности
свойственна, напр., "сократовская ирония", выражавшая филос. принцип сомнения
и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником
оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая
ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном
театре встречается и так наз. трагическая И. ("И. судьбы"), теоретически
осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от
зрителя), что именно его поступки подготавливают его собств. гибель (классич.
пример - "Царь Эдип" Софокла, а позже - "Валленштейн" Ф. Шиллера). Такую
"И. судьбы" нередко называют "объективной И.", а применительно к самой
реальности - "И. истории" (Гегель).
Развёрнутое
теоретич. обоснование и разнообразное художеств, претворение И. получила
в романтизме (теория - у Ф.Шлегеля, К. В. Ф. Золъгера; художеств,
практика: Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон
в
Англии, А. Мюссе во Франции). Романтич. И. подчёркивает относительность
всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни - бытовая косность,
сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются
как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтич. И.
претерпевает эволюцию: вначале это И. свободы - жизнь не знает для своих
свободных сил к.-л. неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать
ей постоянные формы; потом сарказм необходимости - силы косности и гнёта
одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают,
едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне).
Романтич.
И. обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость
земных ценностей, подчас подвергая сомнению их к.-л. объективность и подчиняя
иск-во целям эстетич. игры. Мнение Г. Гегеля об "отрицательной И." романтиков
хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна
по природе и цели И. в концепции дат. мыслителя С. Кьеркегора, расширившего
её до жизненного принципа - как универсального средства внутреннего освобождения
субъекта от необходимости и связанности, в к-рой его держит последоват.
цепь жизненных ситуаций. По существу "отрицательной" и даже "нигилистической",
теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой
и необходимостью И. становится в декадентском умонастроении "конца века"
(19-го), в т. ч. у нек-рых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок.
У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к модернизму
(сюрреалисты,
Ортега-и-Гасет), "нигилистическая" И. включает принцип тотального пародирования
и самопародирования иск-ва.
Своеобразную
концепцию "эпич. И." как одного из осн. принципов совр. реализма развил
Т. Манн, к-рый, отталкиваясь от универсальности романтич. И., подчёркивал,
что И. необходима для эпич. искусства как взгляд с высоты свободы, покоя
и объективности, не омрачённый никаким морализаторством. Своеобразная "ироническая
диалектика" отразилась в театральном методе "отчуждения" Б. Брехта.
В суждениях
классиков марксизма наряду с высокой оценкой "сократовской И." содержатся
элементы эпич. И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 нояб. 1885 -
см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333-34) и диалектически
раскрывается понятие "И. истории" (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич
от 23 апр. 1885 - там же, с. 263).
Разнообразна
И. в рус. лит-ре и критике: "мстительница" и "утешительница" у А. И. Герцена;
"насмешливая критика" революц. демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова,
М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая
в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая
у А. А. Блока. Сов. лит-pa (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц,
М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает
И., свойственную рус. реалистич. лит-ре 19 в. Она реализует иронич. отношение
весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного
сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронич. речи (И. Г. Эренбург), контраста
слов и ситуации (А. Т. Твардовский).
Лит.: Лосев
А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев
Ю. Б., Комическое..., М., 1970; Kierkegaard S., Uber den Begriff der Ironie,
Dusseldorf- Koln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie
in Theorie und Gestaltung, Tubingen, 1960; Muecke D. C., The compass of
irony, L., [1969] (библ. с. 260-69).
Н. П. Розин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я