ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от
лат. irratio-nalis - неразумный), обозначение идеа-листич. течений в философии,
к-рые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают
возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто
иррациональное, т. е. недоступное разуму или ино-природное ему,
утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие "И."
объединяет разнородные филос. системы и направления, выдвигающие на первый
план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю
волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию
интуитивизме), мистич. "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное"
и т. п. Иррационалистическими по Своему исходному содержанию являются все
религ. и религ.-филос. учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они
и используют формы рационального мышления.


И. с его принижением
или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма,
утверждающего
принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.


Если в самом
общем смысле иррацио-налистич. тенденции прослеживаются на протяжении всей
истории философии (они характерны, напр., для ср.-век. мистики, к-рая,
в отличие от рационалистич. претензий схоластики, видела путь постижения
бога в сверхразумном созерцании и чувстве), то в более узком смысле термин
"И." относят к тем течениям бурж. философии, к-рые складывались в противопоставлении
себя рационализму нового времени. Таковы, напр., "философия чувства и веры"
Г. Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, "философия откровения"
позднего Ф. В. Шеллинга, волюнтаристич. концепция А. Шопенгауэра
(Германия)
и учение С. Кьеркегора (Дания), представляющие собой своеобразную
реакцию на идеали-стич. рационализм нем. классич. философии, в частности
панлогизм философии Г. Гегеля. Крупнейшими представителями И. в сер. 19
в. были Ф. Ницше, родоначальник философии жизни,
и Э. Гарт-ман
(Германия) с его "философией бессознательного".


Иррационалистич.
умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом бурж.
общества и его культуры в кон. 19-20 вв. И. особенно проявляется в таких
течениях, как философия жизни (В. Дильтей, Германия, А. Бергсон,
Франция,
и др.) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Германия, и др.),
по иррационалистич. тенденции присущи и др. направлениям совр. бурж. философии
(напр., пек-рым разновидностям неопозитивизма и др.). И. представляет
собой прямую противоположность марксистско-ленинской философии, научному,
материалистич. мировоззрению.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я