ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ (от
греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), мистическое течение в
Византии. Понятие "И." включает два аспекта. В более общем смысле слова
И. - этико-аскетич. учение о пути человека к единению с богом через
"очищение сердца" слезами и через сосредоточение сознания в себе самом;
для этого была разработана система приёмов психофизического самоконтроля,
имеющая нек-рое внешнее сходство с методами йоги (наклонная сидячая поза,
регулировка дыхания и движения крови, последо-ват. недоверие к самопроизвольным
"помыслам", практика т. н. молитвы Иисусовой, предполагающая сосредоточенное
повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, и т. п.). Это
учение было создано египетскими и синайскими аскетами 4-7 вв. (Макарий
Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник); в условиях религ. реставрации 14
в. оно претерпело обновление и развитие, но отнюдь не было создано заново.
Лишь в таком смысле можно говорить об И. Григория Синаита, а также
его рус. последователей (напр., Нила Сорского). В более узком смысле
под И. подразумевается религ.-филос. учение, разработанное Григорием
Паламой
в спорах с представителями теологич. рационализма и включающее
тезис о различии сущности и энергий бога (доктрина о несотворённости "Фаворского
света"), Паламизм, исторически соединявшийся также с общественно-политич.
позицией - поддержкой имп. Иоанна Кан-такузина, после продолжительной борьбы
был признан на Влахернском поместном соборе в 1351 офиц. православным учением.


Лит.: Успенский
Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891, с. 246-364;
Сырку П., К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. 1, в. 1, СПБ,
1899, с. 78-102, 168-240; Острогорский Г., Афонские нсихасты и их противники,
"Записки Русского научного ин-та в Белграде", 1931, [вып. 5]; Прохоров
Г. М., Иснхазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в., в кн.:
Труды отдела древнерусской литературы, т. 23. Л., 1968, с. 86-108; Los
sky V., Theologiemystiqiede l'eglise d'orient, P., 1960; Iуanka E. von,
Hesy.chasmus und Pola-mismus..., "Jahrbuch der Osterreichischen By-zantinischen
Gesellschaft", 1952, Bd 2, 5. 23-34. С. С. Аверинцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я