ИСКУССТВО
одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры
человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В
этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности
- живопись, музыку, театр, художеств, литературу (к-рую иногда выделяют
особо - ср. выражение литература и искусство) и т. п., объединяемых потому,
что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения
действительности. В более широком значении слово И. относят к любой форме
практич. деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно
не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Определение
отличит, признаков И. и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия
на протяжении всей истории культуры. И. объявлялось подражанием природе-
и свободным формотворчеством; воспроизведением действительности- и
самопознанием Абсолюта; самовыражением художника - и языком чувств;
особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются
многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических
или идеалистических), их идеологич. установок, опорой на различные виды
И. и творческие методы (напр., на литературу или на архитектуру, на классицизм
или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого И. Эта сложность,
многогранность структуры И. не осознаётся и нек-рыми теоретиками, к-рые
определяют сущность И. то как гносеологическую, то как идеологическую,
то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость
такими однолинейными определениями приводила нек-рых искусствоведов к утверждению,
что в И. органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности,
или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования
сущности И. не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении
природы И. наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим
подойти с нек-рых др. сторон к раскрытию сущности И., в частности: а) выявить
те качества и функции И., к-рые необходимы и достаточны для описания его
внутр. структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций -
не простая их сумма, не механич. конгломерат, а органически-целостное
единство, к-рое и порождает специфич. для И. эффект художественности; в)
раскрыть способность структуры И. модифицироваться, образуя, с одной стороны,
виды, разновидности, роды и жанры И., а с другой - различные исторические
типы И. (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика
далека ещё от окончат, решения этой задачи, нек-рые её аспекты могут быть
освещены с достаточной определённостью.
Процесс историч.
развития обществ, разделения труда привёл к тому, что из первоначальной
слитной, синкретич. человеческой жизнедеятельности выделились и получили
самостоят, существование многообразные отрасли материального и духовного
произ-ва, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка
и др. форм специализированной обществ, деятельности, призванных удовлетворять
различные потребности людей, И. оказалось нужным человечеству как способ
целостного обществ, воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального
развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту,
к вековой мудрости, к конкретным обществ.-историч. интересам, устремлениям,
идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могушественного инструмента
социализации индивидуума, И. должно быть подобно реальной человеческой
жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности
и структурной сложности. И. должно удваивать реальную жизнедеятельность
человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять
жизненный опыт личности, позволяя ей прожить много иллюзорных жизней
в мирах, созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.
Вместе с тем
(таков важнейший аспект диалектики И.) оно выступает одновременно и как
подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное,
как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием рукотворности
отношение человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается
от его отношения к религии. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой
мыслью Фейербаха - см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 53-54). Художеств,
произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные
переживаниям реальных событий, и эсте-тич. наслаждение, проистекающее из
его восприятия именно как произведения И., как созданной человеком модели
жизни. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, И. должно
быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, т. е. должно не копировать
её, а воспроизводить её структуру.
Реальная человеч.
жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия
четырёх осн. компонентов - труда, познания, ценностной ориентации и общения.
Соответственно и И., произведения к-рого по-своему столь же органически
целостны, перенимает эту структуру человеч. жизнедеятельности. Оно выступает
прежде всего как специфич. (образный) способ познания действительности,
но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки,
утверждением опре-дел. системы ценностей; произведения И. создаются на
основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам
В. И. Ленина, ...не только отражает объективный мир, но и творит его
(там же, с. 194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас
и не может быть (фантастич. образы, гротеск и т. д.); т. о., И. творит
воображаемые миры,
более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные,
т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ практически-духовного
освоения действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения,
характерного для теоре-тич. знания, и от чисто материальной практики (см.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Произведение И. представляет
собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию
- звуковую, пластическую, цветовую, словесную и
т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного
материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны,
она даёт художеств, образу материальное воплощение, вне к-рого он - как
и любая другая модель - не может существовать; с др. стороны, она выступает
как особая, художественно-образная система знаков, как специфич. художеств,
язык (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический
и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художеств,
информацию.
Т. о., И. как
специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств,
структура к-рой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной,
созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней
(или подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей,
и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе,
и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей,
и как источник высоких эстетич. радостей. Хотя все эти функции И., слитые
воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художеств, воздействия
И. на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из
функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.
Художественно-творческая
деятельность человека развёртывается в многообразных формах, к-рые называют
видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут
показаться хаотич. нагромождением, в действительности же они являются закономерно
организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся)
системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетич. теория установила,
что в зависимости от материальных средств, с помощью к-рых конструируются
художественные произведения, объективно возникают три группы видов И.:
1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная
фотография, архитектура, декоративно-прикладное И. и дизайн), т. е. такие,
к-рые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные
и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном
пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское И. и все базирующиеся
на нём синтетич. И.- театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое
И. и т. д.), т. е. такие, образы к-рых обладают одновременно протяжённостью
и длительностью, телесностью и динамизмом. С др. стороны, в каждой из этих
трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться:
1) знаками
изобразит, типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой
реальностью (живопись, скульптура, графика - т. н. изобразительные И.;
лит-pa, актёрское И.);
2) знаками
неизобразит. типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то
ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно
к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка
и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобра-зит. характера,
свойственными синтетич. формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного
И. с И. изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танце-вальному
- пантомимическому синтезу). Каждый вид И. непосредственно характеризуется
способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных
знаков. В этих пределах все виды И. имеют разновидности, определяющиеся
особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием
художеств, языка. Так, разновидностями словесного И. являются устное творчество
и письменная лит-ра; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной
музыки; разновидностями сценич. И.- драматич., музыкальный, кукольный,
теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой
танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т.
д. С др. стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Критерии
этих делений определяются в науке об И. по-разному, но очевидно само наличие
таких родов лит-ры, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразит. И.,
как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи,
как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценич. И.,
как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Т. о., И., взятое в целом,
есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художеств,
освоения мира, каждый из к-рых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
И. зародилось
в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные
формы художеств, деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение
зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого
человеческого тела - имели огромное значение, т. к. способствовали сплочению
коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную
природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историч. делу очеловечения
человека. На этой исходной фазе развития И. не было ещё самостоятельной
формой деятельности, т. к. всё духовное производство было здесь непосредственно
вплетено в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же,
т. 3,с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг
от друга. Соответственно в эту эпоху И. неотделимо от практич. деятельности,
от религии, от игры н др. форм общения людей, оно всё имеет прикладной
характер. С дальнейшим развитием культуры И. постепенно обособлялось в
специфич. область деятельности - в ...художественное производство как
таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художеств,
деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а нек-рые сохраняют
и поныне свою неразрывную
связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура,
декоративно-прикладное И., дизайн), журналистско-коммуникативной (художеств.
очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское И., плакат,
И. рекламы, оформительское И.), спортивной (художеств, гимнастика, фигурное
катание на коньках) и т. д.
Во всех этих
случаях И. придаёт практич. деятельности, с к-рой оно слито воедино, способность
оказывать на человека эмоционально-психологич. воздействие. Однако и в
тех своих формах, к-рые возникли при обособлении И. в самостоят. сферу
деятельности, оно оста- валось обществ, явлением по содержанию, по функционированию,
по законам своего развития.
Реальная жизнь
И. протекает всегда в той или иной системе художеств, культуры. Историч.
развитие И. отражает воздействие сложного сочетания внеш. импульсов - от
эволюции материального произ-ва, экономич. строя общества и техники до
эволюции обществ, сознания - в его идеологических и самых тонких со-циально-психологич.
проявлениях. Вместе с тем художеств, развитие человечества обладает и относит,
самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью.
Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художеств.
процесса смене и борьбе различных творч. методов, каждый из к-рых выражает
особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то
одну, то др. грань. Так, все реалистич. методы стремились прежде всего
к постижению реальности, тогда как классицизм, напр., гл. роль И. видел
в изображении идеального мира, к-рый непосредственно представлял бы утверждаемую
систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе осн.
грани художеств, структуры, он всегда характеризует прежде всего содержат,
сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания
художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности
стиля. Процесс художеств, развития человечества развёртывается,
т. о., в двухмерном пространстве, одна из координат к-рого обозначается
понятием метода, а другая - понятием стиля.
Выражая своими
средствами потребности обществ, жизни и обществ, развития, И. постоянно
привлекает внимание всех социальных сил - государства, классов, партий,
религ. организаций и др., к-рые заинтересованы в распространении своего
влияния на людей. В результате И. втягивается в орбиту классовой борьбы,
выражая устремления нар. масс или эксплуататорских классов, социального
прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия
и конфликты обществ, развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества
И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин - на примере творчества Л. Н. Толстого).
И. отражает процесс историч. развития человечества и помогает обществу
находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека
формам социальной жизни. При этом разные обществ.-экономич. формации в
разной степени благоприятствуют развитию И. Так, по характеристике К. Маркса,
... капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного
производства, например искусству и поэзии (там же, т. 26, ч. 1, с. 280).
И. в условиях развитого бурж. общества низводится до уровня товара, и творчество
подчиняется законам рыночных отношений; художеств, культура разделяется
на т. н. элитарное и массовое И., что губительно сказывается на обеих её
частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу
И.- ив его содержании, и в его форме. Только борьба против уродливых социальных
отношений бурж. мира может в этих условиях помочь И. преодолевать тлетворное
влияние капитализма. Поэтому магистральным путём развития
И. в 19-20 вв.
стал критический реализм; поэтому В. И. Ленин, размышляя над путями
развития пролет. И. в бурж. обществе, сформулировал в 1905 принцип коммунистич.
партийности, определяющий свободную духовную связь художника с революц.
борьбой рабочего класса и, следовательно, освобождение художника от экономич.,
идеологич. и психо-логич. давления бурж. общества.
В социалистич.
обществе место, характер и судьбы И. определяются новыми социальными условиями
художеств, развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь
коммунистич. строительства. Окт. революция 1917 освободила художника от
власти товарно-денежных отношений, обеспечив возможность истинно свободного
творчества, обращённого ко всему народу, имеющего своей целью объединение
чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетич. воспитание. В. И. Ленин
предвидел, что на этом пути будет создано великое коммунистическое искусство,
которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию
(см. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с. 666). Метод социалистического
реализма, выработанный в ходе развития пролетарского, а затем и социалистич.
И. в СССР и во многих др. странах мира, является конкретной основой реализации
ленинской программы построения художеств, культуры коммунистич. общества.
См. также статьи Искусства пластические, Литература, Музыка, Театр.
Лит.: Маркс
К. ц Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В.
И., О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Плеханов Г.
В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Статьи
об искусстве, М.-Л., 1941; История эстетики. Памятники мировой эстетической
мысли, т. 1 - 5, М., 1962-70; Античные мыслители об искусстве. [Сб. ст.],
2 изд., М., 1938; Дидро Д., Собр. соч., т. 5-6, М., 1936-46; Лессинг Г.
Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Шиллер Ф., Статьи
по эстетике, М.-Л., 1935; Г ёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб.
ст., Л. -М., 1936; Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966; Г е-гель
Г., Эстетика, т. 1-3, М., 1968-71; Бальзак О., Об искусстве, М.-Л., 1941;
Белинский В. Г., Эстетика и литературная критика, т. 1 - 2, М., 1959; Чернышевский
Н. Г., Эстетика, М., 1958; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т.
1 - 2, М., 1958; Соловьев В. С., Общий смысл искусства, Собр.
соч., т. 6, СПБ, [1900]; Овсяник о-Куликовский Д., Язык и искусство, СПБ,
1895; Прудон П. Ж., Искусство. Его основание и общественное назначение,
пер. с франц., СПБ, 1865; Гюио М., Искусство с точки зрения социологии,
[пер. с франц.], СПБ,
1891; Тэн И., Философия искусства, [пер1. с франц.], М., 1933;
Христиансен Б., Философия искусства, СПБ, 1911; Горнфельд А. Г., Пути творчества,
П., 1922; Гаузенштенн В., Искусство и общество, пер. с нем., М., 1923;
Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М.-Л., 1930; Лифшиц М. А., Вопросы
искусства и философии, М., 1935; Буров А. И., Эстетическая сущность искусства,
М., 1956; Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960; Поспелов Г. Н., О
природе искусства, М., 1960; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, [М.,
1962]; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962;
Л о т-ман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964; Каган М.
С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Выготский
Л. С., Психология искусства,
М., 1965; НатевА., Искусствен общество, пер. с болг., М., 1966; Зись А.
Я., Искусство и эстетика, М., 1967; Новожилова Л. И., Социология искусства.
Л., 1968; Раппопорт С. X., Искусство и эмоции, М., 1968; Кодуэлл К р..
Иллюзия и
действительность,
пер. с англ.,
М., 1969; L а пge
К., Das Wesen der Kunst, Bd 1 - 2, В., 1901; Dessoir M., Aesthetik und
allge-meine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906; Langer S., Problems of art,
N. Y., 1957; Соllingwood R., The principles of art, N. Y., 1958; Dewеу
J., Art as experience, N. Y., 1959; Hauser A., The philosophy of art history,
N. Y., 1959; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Heidegger M., Der Ursprung
des Kunstwerkes, Stuttg., 1965; Art and philosophy, N. Y., 1966. См. также
лит. при статьях Прекрасное, Реализм, Эстетика. М. С. Каган.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я