ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система подготовки специалистов по теории и истории различных
видов иск-ва (изобразит, и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки,
театра, кино), а также в области художеств, критики для работы в н.-и.
ин-тах, вузах, творч. союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении
и в др. учреждениях и орг-циях культуры и иск-ва.
Истоки И. о.
в России относятся к сер. 18- нач. 19 вв. В 1756 в уч. план Московского
ун-та были включены нек-рые вспомогательные искусствоведч. дисциплины,
с 1804 на отделении словесных наук - курсы теории изящных иск-в, в 1857
в ун-те организована первая в России кафедра истории иск-в, в 1907- первое
отделение истории и теории иск-ва. В дореволюц. период уч. курсы истории
и теории иск-в включали изучение истории мирового иск-ва и основных специфич.
особенностей отд. видов иск-ва; совр. иск-во не изучалось. Специалистов
по истории и теории музыки и театрального иск-ва в дореволюц. России не
готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты,
получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального
иск-ва и кино (с нач. 20 в.) работали обычно театральные и лит. критики,
драматурги и мастера театра.
После Великой
Окт. революции 1917 в ряде ун-тов и художеств, вузов страны создаются искусствоведч.
отделения (истории и теории изобразит, иск-в); организуется подготовка
специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском
ин-те иск-в был образован первый в стране ф-т истории музыки. В 20-х гг.
в Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась
на научно-композиторских ф-тах (отделениях). В нач. 30-х гг. в консерваториях
организуются историко-теоретич. кафедры, самостоят, историко-теоретич.
ф-ты, в 40-50-е гг. - музыковедч. ф-ты во всех высших музыкальных учебных
заведениях. В 1921-30 при Академии художеств, наук (ныне Ленинградский
институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения.
В 1931 в Гос. ин-те театрального иск-ва (ГИТИС, с 1934 - им. А. В. Луначарского)
открылся первый в стране театроведч. ф-т; в 40-50-е гг. театроведч. ф-ты
созданы в ряде нац. театральных ин-тов. Подготовка киноведов в системе
высшего образования началась в 30-е гг. при Гос. ин-те кинематографии (с
1934- Всесоюзный гос. ин-т кинематографии - ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся
спец. киноведч. ф-т, с 1955- сценарно-киноведческий.
В 1972 специалистов
с высшим И. о. готовили: в области изобразительных иск-в - Московский,
Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) ун-ты, Ленинградский
нн-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской
ССР (Вильнюс) художеств, ин-ты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига),
Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный ин-т;
музыковедов - консерватории, ин-ты иск-в и муз.-пед. ин-ты (в т. ч. Московский
им. Гнесиных); театроведов - ГИТИС, Ленинградский ин-т театра, музыки и
кинематографии, Киевский ин-т театрального иск-ва, Белорусский (Минск)
и Ташкентский теат-рально-художеств. ин-ты и Азерб. ин-т иск-в (Баку);
киноведов - ВГИК и Киевский ин-т театрального искусства.
В 1971/72 уч.
г. на искусствоведческих ф-тах (отделениях) обучалось св. 6 тыс. студентов,
приём составил 1,2 тыс. чел., выпуск - св. 1 тыс. специалистов.
Сов. И. о.
имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов
в области классич. и совр. отечественного и зарубежного иск-ва (см. Искусствознание).
В уч. планы искусствоведч. ф-тов включены: обще-ственно-политич. и
историч. дисциплины, курсы эстетики, теории и истории иск-ва (того, по
к-рому специализируется искусствовед, и смежных иск-в), истории иск-в народов
СССР и зарубежных стран, рус., сов. и зарубежной лит-ры, иностр. языка
и др. Значит, место в уч. планах занимают спец. курсы и семинары по теории
и истории иск-ва, осн. проблемам развития совр. сов. и зарубежного иск-ва,
по теории и практике художеств, критики, а также производств, практика.
На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной
науч., пед., лит. работе. Уч. планы искусствоведч. специальностей рассчитаны
на 5 лет (в вечерней и заочной системах - 6 лет). Обучение завершается
сдачей гос. экзаменов и защитой дипломной работы.
Подготовка
науч. и пед. кадров в области теории и истории иск-в осуществляется в системе
аспирантуры, к-рая организована в ряде ун-тов, в крупнейших вузах иск-в
и консерваториях, а также в н.-и. учреждениях Мин-ва культуры СССР, академий
наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к
защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971):
Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому ун-там, Моск. консерватории,
ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому ин-ту живописи, скульптуры и архитектуры
им. И. Е. Репина, Ин-ту истории иск-в Мин-ва культуры СССР, Ин-ту теории
и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР, Ин-ту искусствоведения,
фольклора и этнографии АН УССР, Отделению обществ, наук АН Азерб. ССР и
др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. науч.
сотрудников, в т. ч. 139 докторов и 1262 кандидата наук.
Курсы теории
и истории иск-в включены в уч. планы всех художественно-творч. специальностей
(см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное
образование), а также ряда университетских и пед. специальностей. Нач.
сведения по истории и теории иск-в уч-ся получают в средней общеобразовательной
школе, профессиональ-но-технич. и ср. спец. уч. заведениях.
В др. социалистич.
странах искусствоведы готовятся в ун-тах, художеств, академиях, консерваториях
и ин-тах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразит, иск-в)
осуществляется: в ГДР - на ф-те эстетики и искусствоведения в Берлинском
ун-те им. Гумбольдта, в Польше - на кафедрах истории иск-ва филос. ф-тов
в Варшавском, Познанском и Краковском ун-тах, в Чехословакии - в Пражском
ун-те и др. В театральных ин-тах нек-рых социалистич. стран созданы самостоят,
театро-ведч. ф-ты - в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском
театральных ин-тах. В Варшавском ун-те - отделение теории кино для подготовки
киноведов.
В капиталистич.
странах И. о. поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков
и теоретиков в области изобразит, иск-в и музыки сосредоточена в основном
в ун-тах; вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило,
литературоведы или деятели театра и кинематографии.
Л. Г. Ильина,
Г. А. Пелисов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я