История И.
Выделение И. в особую науку совершилось на протяжении 16-19 вв.,
тогда как ранее его элементы включались в философские, религиозные и др.
системы либо носили характер изложения отдельных сведений, рекомендаций
и т. д.
Первые известные
нам фрагменты учений об иск-ве записаны в Др. Греции, где были сформулированы
мн. важные положения теории и истории иск-в. Как подражание природе рассматривалось
иск-во в эстетике 4 в. до н. э.: у Аристотеля - как творческое, обобщающее
познание мира, у Платона - как бледное копирование вещей, являющихся копиями
вечных идей. Вопросы стилистики, иконографии, техники затрагивались в недошедших
трактатах скульптора Поликлета (5 в. до н. э.), живописцев Евфранора, Апеллеса
и Памфила (4 в. до н. э.). Антич. учение о числах лежало в основе архит.
модулей и масштабов, пропорций человеческого тела в скульптуре. Ряд сведений
сообщают историки (Геродот, 5 в. до н. э.). На эстетику Аристотеля опирались
первые историки иск-ва - в 4 в. до н. э. Дурис, в 3 в. до н. э. Ксенократ,
описавший эволюцию греч. живописи и скульптуры как последоват.
развитие техники и стиля, приближение иск-ва к натуре. Позже преобладали
риторич. изложение сюжетов художеств, произв. (Лукиан, Филострат, 2 в.
н. э.) и систематическое описание греческих святилищ и художественных памятников
(путешественники-периэгеты - Полемон, рубеж 3-2 вв. до н. э., Павсаний,
2 в. н. э.).
В Др. Риме
появились тяга к др.-греч. старине, отрицание прогресса в иск-ве (Цицерон,
1 в. до н. э.; Квинтилиан, 1 в. н. э.), понимание иск-ва как чувственной
формы идей, спиритуализм (Дион Хрисостом, 1 в. н. э.). Витрувий (1 в. до
н. э.) систематически рассматривал художеств., функциональные и технич.
проблемы стр-ва
в их единстве. Плиний Старший (1 в. н. э.) составил обширный свод доступных
ему ист. сведений по антич. иск-ву.
С начала н.
э. наиболее цельный и универсальный характер носили архит. и художеств,
трактаты в странах Азии. В них соединялись детальные рекомендации строителям
и художникам, религ.-мифологич. легенды, филос., этич. и космогонич. представления,
элементы истории иск-в. Многообразный опыт инд. иск-ва древности и ср.
веков сконцентрирован в трактатах Читралакшана (первые века н.э.), Шилпашастра(5-12вв.),
Манасара (11 в.). Филос.-эстетич. проблемы познания природы, пантеистич.
взгляды на красоту мироздания, тончайшие наблюдения и ценные ист. сведения
характерны для кит. ср.-век. трактатов (Се Хэ, 5 в.; Ван Вэй, 8 в.; Го
Си, 11 в.). Предания, ист. экскурсы и практич. рекомендации миниатюристам
и каллиграфам, догмы ислама и просветительские гуманистич. тенденции соединены
в многочисл. ср.-век. трактатах Бл. и Ср. Востока (Султан Али Мешхеди и
Дуст Мухаммад, 16 в.; Кази-Ахмед, кон.
16 в.; Садиги-бек
Афшар, рубеж 16-17 вв.). Трактаты Нисикавы Сукэнобу, Сибы Кокана, Кэйсая
Эйсена отражают поворот к реалистич. полноте мироощущения в японском искусстве
18 - нач. 19 вв.
В ср.-век.
Европе теория иск-ва являлась неотделимой частью теологич. мировоззрения.
Если эстетика раннего средневековья признавала наряду с воплощением божеств,
идей греховную красоту мира и мастерство художника (Августин, 4-5 вв.),
то зрелое феод, об-во стремилось полностью подчинить эстетич. мысль церк.
дидактике, догмам о слиянии в боге добра, истины и красоты (Фома Аквинский,
13 в.). В Византии гос-во и церковь строжайше регламентировали архит. и
художеств, деятельность (имп. законы о стр-ве; постановления 2-го Никей-ского
собора 787); в духе этой регламентации Иоанн Дамаскин и Феодор Студит (8-9
вв.) рассматривали иск-во как материальный образ небесного мира. Осн. жанрами
лит-ры об иск-ве были описания городов (преим.Константинополя и Рима),
монастырей и храмов и технологич.трактаты; с энциклопедич. полнотой составлен
трактат Теофила (Германия, 12 в.) об изобразит, и декоративном иск-вах.
Среди проявлений пробуждающейся пытливой мысли - полемика аббата Сугерия
(Франция, 12 в.) с аскетич. отрицанием иск-ва, а также предвосхищавшие
ренес-сансный круг интересов попытки Виллара де Синекура (Франция, 13 в.)
найти пропорции и приёмы изображения человеческой фигуры и
трактат поляка
Витело о перспективе (Италия, 13 в.). На Руси первые сведения и высказывания
об иск-ве содержатся в церк. проповедях (митрополит Иларион, 11 в.), летописях,
сказаниях, житиях, описаниях путешествий. Особенно важны письмо Епифания
(нач. 15 в.) с характеристикой творчества Феофана Грека, полемич. послание
Иосифа Волоцкого (15 в.), отстаивающее традиционную иконопись, трактаты
Иосифа Владимирова и Симона Ушакова (17 в.) в защиту личности художника
и его права на живоподобную живопись.
Важнейшим этапом
в самоопределении И. как науки стала эпоха Возрождения. В 14-16
вв. вместе с тенденциями гуманизма и реализма складывается стремление к
науч. обоснованию иск-ва, к его ист. и критич. истолкованию, возникают
критерии оценки художеств. произв. связанные с освобождением науки и иск-ва
от церк.-аскетич. норм и утверждением ценности реального мира и личности
художника. В Италии в биографиях флорентийских художников Филиппе Вилла-ни,
в трактате Ченнино Ченнини (14 в.) были намечены ренессансные концепции
возрождения антич. принципов иск-ва, подражания природе и роли фантазии
в творч. процессе. В 15 в. сложилось учение об
обращённом к человеку реалистич. иск-ве, расцветавшем в антич. эпоху и
погибшем в варварские ср. века, требующем науч. познания законов природы.
Пластич. иск-ва, их теория и история, практич. аспекты естествознания,
особенно оптики, учение о пропорциях, правила перспективы рассматриваются
в многочисл. трактатах - в Комментариях Лоренцо Гиберти (соединяющих
ист. и теоретич. разделы), теоретич. сочинениях Л. Б. Альберти о живописи,
архитектуре и скульптуре, Филарете о градостроительстве, Франческо ди Джорджо
об архит. пропорциях, Пьеро делла Франческа о перспективе. В период Высокого
Возрождения Леонардо да Винчи высказывает глубочайшие мысли о живописи,
её науч. основах и возможностях, об отражении в ней духовной жизни человека.
В Германии в нач. 16 в. А. Дюрер утверждал мысль о многообразии проявлений
прекрасного в природе и в живописи, разрабатывал учение о пропорциях, предугадал
методы антропометрии. В Венеции П. Аретино выступил как зачинатель
художеств, критики, обращённой к художнику и зрителю, и, используя тон
непринуждённой беседы, отстаивал полную ощущения жизни, свободную от к.-л.
канонов живопись, главенство в ней колоризма. На исходе эпохи Возрождения
флорентинец Дж. Ва-зари вплотную подходит к пониманию И. как ист. науки
в жизнеописаниях художников 14-16 вв. (время, назв. им Возрождением), выделяя
осн. тенденции в иск-ве каждого, объединяя очерки общей концепцией, уподобляющей
развитие иск-ва жизни человека. Ощущение кризиса ренессансного иск-ва сказывается
в трактатах 2-й пол. 16 в., возрождающих спиритуализм (идеолог маньеризма
Дж. П. Ломаццо). Изучение и осмысление антич. ордерной системы на основе
соч. Витрувия и обмеров антич. памятников отражены в трактатах С. Сер-лио,
Дж. да Виньолы, Д. Барбаро, А. Палладио, ряда франц., нем., исп., нидерл.
зодчих. На рубеже 17 в. под влиянием Вазари Карел ван Мандер создал биографии
нидерл. живописцев.
Обширная лит-pa
по иск-ву в Европе 17 в. (трактаты, руководства, обзоры итал. и европ.
иск-ва, путеводители по Италии и её областям, жизнеописания художников,
хроника художеств, жизни) при всём её интересе к совр. художеств, культуре
в целом ограничивает своё внимание классич.
и академич. иск-вом Европы, полемикой вокруг классицизма; истолкователями
его рационалистической эстетики были в Италии Дж. П. Беллори, историк-систематизатор
школ и стилевых направлений, и автор первого словаря терминов изобразит,
иск-ва Ф. Бальдинуччи, во Франции в области живописи А. Фелибьен, в области
архитектуры Ф. Блондель. Элементы оппозиции догматике классицизма есть
в интересе к богатству и свободе живописи у итальянца М. Боскини и у Р.
де Пиля (начавшего во Франции спор рубен-систов-сторонников колорита
и сближения с натурой - с догматиками-пуссенистами), в творч. понимании
ордера во франц. архит. трактате К. Пер-ро. Итальянец Дж. Манчини, опережая
своё время, ставил проблемы нац. особенностей иск-ва, его связей с ист.
обстановкой и идеологией эпохи, творч. специфики школ и мастеров. В компилятивном
труде немца И. Зандрарта, кроме ценных сведений о коллекциях и нем. художниках,
появилась первая в Европе характеристика дальневосточной живописи.
В 18 в., в
эпоху Просвещения, И. постепенно начинает определяться как самостоят, наука
во всех трёх своих разделах и получает прочную основу, филос. и ист., с
оформлением в науку эстетики и археологии. С развитием обществ.-критич.
мысли во франц. лит-ре появляются критерии чувства, вкуса (Ж. Б. Дюбо),
печатаются критич. обзоры выставок (Лафон де Сент-Йенн); в беспримерных
по силе убеждённости и по яркости восприятия произведений Салонах Д.
Дидро сформировались и жанр критич. этюда, и программа борьбы за социальную
активность, идейность и реализм иск-ва. В Германии теоретиком реализма
выступил Г. Э. Лессинг, к-рый ввёл термин изобразит, иск-ва и подверг
анализу их специфику. Англ, художеств, теория (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс)
искала компромисса между реализмом и традицией ренессанса и барокко. Идеи
ист. развития, представления о ценности самобытных художеств, явлений утверждали
в Италии Дж. Вико, в Германии И. Г. Гердер, пропагандист народности и нац.
традиций, и И. В. Гёте, в частности оценивший красоту нем. готич. зодчества.
И. Крист применил филологич. методы изучения памятников иск-ва, исследуя
надписи, документы и т. д. Родоначальником истории иск-ва как науки стал
И. И. Винкельман; он представил развитие антич. иск-ва как единый процесс
смены художеств, стилей, связанный с эволюцией об-ва и гос-ва; его мысль
о связи расцвета греч. иск-ва с демократией оказала огромное влияние на
европ. классицизм. В Италии Дж. Б. Лан-ци завершил традициккжизнеописаний-
биографич. изложения истории итал. живописи. Архит. наука ввела в обиход
наряду с др.-рим. памятниками др.-греч. шедевры на терр. Италии, осветила
конструктивные принципы антич. зодчества, выдвинула требования разумности,
естественности, близости к природе (во Франции Л. Ж. де Кордемуа, Г. Ж.
Бофран, аббат Ложье). Венецианец К. Лодоли, предвосхищая идеи 20 в., видел
красоту зодчества в функциональной целесообразности зданий и в их соответствии
природе строит, материалов. В России в 18 в. переводились трактаты Витрувия,
Виньолы, Палладио, Фелибьена, де Пиля, возникли оригинальные соч.- архит.
трактат П. М. Еропкина, И. К. Коробова и М. Г. Земцова, теоретич. труды
об изобразит, иск-ве И. Ф. Урванова и П. П. Чекалевского; если последний
следовал Винкельману, то в трактате Д. А. Голицына видно влияние Дидро
и Лессинга, а в высказываниях В. И. Баженова - связь с идеями А. Н. Радищева
и Н. И. Новикова.
В 19 в. завершилось
сложение И. как науки, систематически охватывающей широчайший круг проблем
иск-ва всех эпох и стран, обладающей своей методологией и находящей опору
в развитии филос.-эстетич. мысли, в прогрессе обществ, и точных наук, в
мощных социальных движениях и идеологич. борьбе. В 1-й пол. века воздействие
идей Великой франц. революции, влияние эстетич. концепций И. Канта, Ф.
В. Шеллинга, братьев А. В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали
возможность для возникновения, хотя и на идеалистич. основе, мировоззренчески
цельного представления об иск-ве, проникнутого идеями ист. развития и взаимосвязей
обществ, и культурных явлений. Размах археологич. исследований, накопление
многочисл. фактов развития иск-ва, открытие публичных художеств, музеев
способствовали быстрому формированию проф. науч. истории иск-ва. В атмосфере
бурной обществ, жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается
художеств, критика, активно участвующая в развитии иск-ва и в воспитании
взглядов и вкусов публики. Теория, история и критика в небывалой мере наполняются
борьбой обществ, идей и направлений. Теория иск-ва классицизма, поднимавшаяся
в период Великой франц. революции до высокой гражданственности и предвосхищения
архит. и градо-строит. рационалистич. открытий 20 в. (Э. Л. Булле, К. Н.
Леду), позже стала догматич. доктриной, утверждавшей нормы хорошего вкуса
(Г. Мейер в Германии, А. К. Катрмер де Кенси во Франции). С зарождавшимся
романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение к наследию
ср. веков и Раннего Возрождения, к нар. творчеству (С. и М. Буассере в
Германии, Т. Б. Эме-рик-Давид во Франции, Т. Рикман в Великобритании).
Опережают свою эпоху мн. ист. и критич. суждения Стендаля во Франции и
Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творч. свободу
иск-ва, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие
начало науч. изучению иск-ва на основе стилистич. анализа. Наряду с косной
академич. критикой франц. салонов в 1820-40-х гг. появилась блестящая и
свободная романтич. критика Э. Делакруа, Г. Планша, Г. Гейне, Ш. Бодлера;
начала складываться и критика, обосновывавшая демократическое реалистич.
иск-во, во главе с Т. Торе. В России с нач. 19 в. растёт интерес к истории
нац. иск-ва (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражд.
программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). Противовесом академич. теории
и критике (И. И. Виен, А. Н. Оленин, В. И. Григорович), в 1830-х гг. воспринявшим
консервативные стороны романтич. теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник,
С. П. Шевырёв), стали критические этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича,
В. К. Кюхельбекера, основанные на живом общении с художеств, произв., взгляды
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина, утверждавших филос. значение,
жизненность и народность иск-ва. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв,
преодолевая идеалистич. методологию, дали рус. иск-ву глубоко обоснованную
реалистич. программу; её воздействие сказалось в статьях В. П. Боткина,
В. Н. Майкова, А. П. Баласогло. И. И. Свиязев и А. К. Красовский высказали
ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры.
К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрыв природу художеств, освоения действительности,
связь иск-ва с социалыю-эконо-мич. структурой общества и борьбой классов,
вооружили И. науч. мировоззрением; поддерживая реалистич. иск-во, они обосновали
его историч. прогрессивность, дали образцы исторически конкретного анализа
и истолкования иск-ва (античность, Возрождение, классицизм и др.). В России
революц.-демократич. эстетика Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова явилась
базой для страстных, боевых критич. выступлений В. В. Стасова, остропроблемных
статей М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Н. Крамского, М. И. Михайлова, обосновавших
участие иск-ва в идеологич. борьбе за права народа. Марксистская лит-ра
2-й пол. 19- нач. 20 вв. (Г. В. Плеханов, П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт,
Р. Люксембург, К. Цеткин) дала материалистич. объяснение происхождению
и развитию иск-ва, подчеркнула его активную роль в обществ, борьбе.
С сер. 19 в.
бурное развитие наук, в т. ч. археологии, этнографии, филологии, истории
культуры, изучение архивов, художеств, памятников, их типологии и иконографии,
атрибуц. деятельность сделали возможным появление в Германии первых опытов
всеобщей истории иск-ва -фактографически-систематизаторской у Ф. Куглера,
основанной на гегельянской философии истории у К. Шназе, на методах иконографии
и филологии у А. Шпрингера. Логику развития иск-ва, связь его явлений с
духовной и материальной культурой общества стремились раскрыть немец Э.Колофф,
бельгиец А. Микиельс, швейцарец Я. Буркхардт; в теоретич. и ист. анализе
архитектуры и декоративного иск-ва велики заслуги французов Э. Э.
Виолле-ле-Дюка и О. Шуази, немца Г. Земпера. Большой обществ, силой стала
художеств, критика, оценочные суждения к-рой переносились и на историю
иск-ва; наряду с уводившим от жизни идеалистич. субъективизмом (Дж. Рескин
в Великобритании, Т. Готье, Э. и Ж. Гонкуры во Франции) и позитивизмом
(П. Ж. Прудон, И. Тэн во Франции) утвердилось направление, которое обосновывало
и пропагандировало материалистич. эстетику, демократия, реалистич. иск-во
(Щанфлёри, Ж. А. Ка- . станьяри, Э. Золя во Франции); с ним связана и проницат.
оценка художеств, явлений 15- нач. 19 вв. французами Торе, Бодлером, Э.
Фромантеном. С последней четв. 19 в. в Германии, Австрии и Швейцарии были
последовательно и глубоко разработаны науч. методы стилистич. анализа художеств,
произв.; основой для них, однако, служили не столько культурно-ист. (А.
Шмарзов) или историко-пси-хологич. (Ф. Викхофф - основатель венской школы,
см. Австрия, раздел Общественные науки) методы, сколько идеалистические
представления об имманентном саморазвитии художеств, формы (А. Хильдебранд,
Г. Вёльфлин, П. Франкль, А. Э. Бринкман), о художеств, воле (А. Ригль,
X. Титце), об истории духа (М. Дворжак, В. Вайс-бах, К. Тольнаи). На
этой базе возникли окрашенная национализмом концепция К. Гурлитта, противопоставление
Востока Западу у И. Стшиговского, иррационализм В. Пин дера, субъективистские
теории вчувствования и абстрагирования В. Воррингера. Вместе с
тем знаточество (немец Г- Ваген, итальянцы Дж. Б. Кавальказелле
и Дж. Морелли) и науч. методы культурно-ист, школы (Э. Мюнц во Франции,
К. Юсти в Германии) в сочетании со стилистич. анализом позволили в кон.
19-1-й трети 20 вв. систематически исследовать иск-во древности (француз
М.Коллиньон, швейцарец В. Деонна, немцы А. Фуртвен-глер, Л. Курциус, датчанин
Ю. Ланге), ср. веков (М. Дворжак, французы Л. Брейе, Г. Милле, Э. Маль),
Возрождения и барокко (Г. Вёльфлин, А.Шмарзов, знатоки нового типа-итальянец
А. Вентури, немцы В. Боде, М.Фрид-лендер, В. Р. Валентинер, американец
Б. Бернсон, голландец К. Хофстеде де Грот), нового времени (немец Ю. Майер-Грефе,
француз Л. Розенталь), стран Азии (француз Г. Мижон, немец Ф. Зар-ре, австриец
Э. Диц). Развитие И. нового времени подытожено во всеобщих историях иск-ва
К. Вёрмана (на рубеже 19-20 вв.), а позже под ред. А.Мишеля и под ред.
Ф. Бургера и А. Э. Бринк-мана (1-я треть 20 в.), в истории иск-ва Пропилеи
(2-я четв. 20 в.), биографич. справочниках У. Тиме и Ф. Беккера
(1-я пол. 20 в.) и X. Фольмера (сер. 20 в.). На рубеже 20 в. сложились
понятия И. (Э. Гроссе) и всеобщего И. (Э. Кассирер).
В России во
2-й пол. 19 - нач. 20 вв. собирание и систематизацию материалов по истории
рус. иск-ва вели Д. А. Ровинский, Н. П. Собко, А. И. Сомов, А. В. Прахов,
Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, Н. П. Лихачёв, А. И. Успенский, изучение
рус. архитектуры - Н. В. Султанов, Л. В. Даль, В. В. Суслов, П.П. Покрышкин,
А. М. Павлинов, Ф. Ф. Горностаев, Г. Г. Павлуцкий. Усиление интереса к
стилистическому анализу в нач. 20 в. отразилось в работах по рус. иск-ву,
возглавленных И. Э. Грабарём, расширение круга
изучаемых памятников - в работах Г. К. Лукомского, С. П. Яремича, В. Я.
Адарюкова, историков архитектуры И. А. Фомина, В. Я. Курбатова, Б. Н. Эдинга.
Успехи рус. школы византиноведения и христ. иконографии связаны с именами
Н. П. Кондакова, Е. К. Редина, Д. В. Айналова, Я. И. Смирнова, Ф. И. Шмита.
Большую роль в изучении всеобщей истории иск-ва сыграли рус. учёные И.
В. Цветаев, Б. В. Фармаковский, В. К. Мальмберг, П. П. Семёнов, Н. И. Романов,
М. И. Ростовцев, А. Н. Бенуа, Н. Я. Марр. В кон. 19 - нач. 20 вв. эстетский
индивидуалистич. характер носила деятельность ряда критиков и историков
иск-ва (А. Л. Волынский, Д. В. Философов, С. К. Маковский).
Учение В. И.
Ленина о двух культурах в каждой нац. культуре, об иск-ве как отражении
социальной действительности, о партийности иск-ва, о причинах разложения
бурж. культуры послужило базой для марксистской критики предреволюц. лет
(В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития сов.
И. Под руководством коммунистич. партии, опираясь на её программу и решения
по вопросам иск-ва, сов. И. провело большую работу по разработке марксистско-ленинских
принципов теории и истории иск-ва, обоснованию художеств, метода социалистич.
реализма, разоблачению бурж. идеалистич. теорий. Широкий размах и планомерность
получили в СССР объединившие науч. силы всей страны искусствоведческие,
археологич., этнографические (см. Археология, Этнография) исследования
иск-ва, музейная деятельность, реставрация и атрибуция памятников, публикация
справочных изданий, каталогов, архивных документов, писем, мемуаров и т.
д. В сотрудничестве с археологами и этнографами сов. искусствоведы участвовали
в раскрытии и исследовании до того неизвестных художеств, культур, изучали
и помогали развитию нар. иск-ва многих, в т. ч. ранее отсталых, народов.
Многочисл. новые данные по существу заново осветили историю иск-ва народов
СССР; в свете марксистско-ленинского мировоззрения получила науч. осмысление
вся история мирового искусства; изданы или издаются капитальные труды по
всеобщей истории иск-в, всеобщей истории архитектуры, иск-ву народов СССР,
истории рус., укр., груз., азерб., эст., узб. иск-ва, справочники, посвящённые
иск-ву стран и народов мира, художникам народов СССР, учёные труды музеев,
НИИ, учебных заведений и т. д.
После Великой
Октябрьской социалистической революции важнейшими задачами сов. И. стали
борьба за создание обращённой к нар. массам социалистич. культуры, за революц.
реалистич. иск-во, разоблачение бурж. идеалистич. концепций, формалистич.
и натуралистич. иск-ва, утверждение классовости, социально-экономич. обусловленности
иск-ва, его активной роли в обществ.-политич. борьбе; большое внимание
уделялось охране памятников, музейному стр-ву, художеств. наследию, изучению
народного творчества, подъёму нар. ремёсел. Среди активных участников богатой
дискуссиями искусствоведч. жизни 1920-х гг. были Б. И. Арватов, А. В. Бакушинский,
А. В. Луначарский, И. Л. Маца, Н. Г. Машковцев, А. И. Михайлов, Н. Н. Пунин,
А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, Я. А. Тугендхольд, А. А. Фёдоров-Давыдов,
В. М. Фриче, Н. М. Щёкотов, А. М. Эфрос. В этот период наряду с плодотворным
развитием теории архитектуры, станкового и декоративного иск-в в И. проявились
ниги-листич. взгляды на культуру (см. Пролеткульт), сведение иск-ва
к выражению корыстных классовых интересов (см. Вульгарный социологизм).
Преодоление этих ошибочных взглядов, в чём важную роль сыграли указания
В. И. Ленина, а также критич. деятельность А. В. Луначарского, завершилось
в 1930-е гг. и было связано с утверждением объективного характера отражения
действительности в иск-ве, значения художеств, наследия (В. С. Кеменов,
М. А. Лифшиц). Ведущую роль в сов. И. получили теория социалистического
реализма, борьба за жизнеутверждающие идеалы социалистич. эпохи, проблемы
классич. наследия, образа человека в реалистич. иск-ве, гуманистич. начал
архитектуры и декоративного иск-ва (М. В. Алпатов, Д. Е. Аркин, Н. И. Врунов,
Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев, Н.И. Соколова, Б.Н. Тер-новец). Вместе
с тем структуру художеств, произв.
ряд авторов стал понимать односторонне; художественный метод иногда противопоставляли
мировоззрению, что было подвергнуто критике. В воен. и первые послевоен.
годы усилилось внимание к вопросам нац. иск-ва и нац. наследия, к патриотич.
идеям в иск-ве, к характеристике многонац. художеств, культуры СССР. В
кон. 1950-х - нач. 1970-х гг. прошли дискуссии по актуальным вопросам развития
сов. художеств, культуры, к-рые, преодолевая суженное, догматич. понимание
реализма, выдвинули проблемы современности иск-ва,
многообразия поисков в иск-ве социалистич. реализма, противоположности
его модернизму, вопросы художеств, цельности произв. и т. д. (Н. А. Дмитриева,
В. М. Зименко, А. А. Каменский, М. А. Лифшиц, Г. А. Недошивин). В центре
внимания сов. И. стоят вопросы партийности, коммунистич. идейности и народности
иск-ва, постулат, развитие социалистич. реализма и его многообразие, многогранные
связи иск-ва с жизнью, активность его социального воздействия, борьба с
бурж. и ревизионистскими взглядами, разного рода враждебными концепциями
- расистскими, европоцентристскими, пан-исламистскими и др., с формализмом
и натурализмом в иск-ве. Вместе с тем, как указано в постановлении ЦК КПСС
О литературно-художественной критике (1972), состояние критики пока не
отвечает в полной мере требованиям, к-рые определяются возрастающей ролью
художественной культуры в социалистическом строительстве. Долг критики,
подчёркивается в постановлении, глубоко анализировать явления, тенденции
и закономерности художеств, прогресса, всемерно содействовать укреплению
ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетич.
уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии (см.
Коммунист, 1972, № 2, с. 14-16).
Многонациональный
коллектив сов. историков иск-ва, открыв новые пласты древних и ср.-век.
культур, подверг разностороннему науч. исследованию проблемы происхождения
иск-ва и первобытного иск-ва (А. С. Гущин, А. П. Окладников), художеств,
культур Кавказа и Закавказья от древности до наших дней (Ш. Я. Амиранашвили,
Р. Г. Дрампян, И. А. Орбели, Б.Б. Пиотровский, А.В.Саламзаде, Т. Тораманян,
К. В. Тревер, М.
А. Усейнов, Г. Н. Чубинашвили), Ср. Азии (Б. В. Веймарн, Г. А. Пугаченкова,
Л.И.Ремпель). Большой вклад в изучение иск-ва народов СССР внесли сов.
археологи и этнографы. Во многом заново освещена история иск-ва античности,
особенно Сев. Причерноморья (В. Д. Блаватский, О. Ф. Вальдгауер, М. И.
Максимова), история рус., укр., белорус, иск-ва средних веков (М. В. Алпатов,
Ю. С. Асеев, Г. К. Вагнер, Н. Н. Воронин, М. А. Ильин, М. К. Каргер, Е.
Д. Квитницкая, В. Н. Лазарев, П. Н. Максимов, Б.А. Рыбаков, Н. П.Сычёв,
В. А. Чантурия) и нового времени (Э. Н. Ацаркина, А. В. Бунин, Г. Г. Гримм,
Н.Н. Коваленская, П.Е.Корнилов, А. К. Лебедев, О. А. Лясков-ская, В. И.
Пилявский, А. Н. Савинов, А. А. Фёдоров-Давыдов), искусство прибалтийских
республик (Б. М. Бернштейн, В. Я. Вага, Ю. М. Васильев, Р. В. Лаце, Ю.
М. Юргинис). Большие успехи в деле раскрытия и реставрации ср.-век. памятников
в СССР связаны с именами И. Э. Грабаря, А. Д. Варганова, Н. Н. Померанцева
и др. Создана история сов. изобразит, иск-ва и архитектуры (Н. В. Баранов,
Б. С. Бутник-Сиверский, Я. П. Затенацкий, П. И. Лебедев, М. Л. Нейман,
Б. М. Никифоров, А. А. Сидоров), исследованы многие области декоративно-прикладного
и нар. иск-ва (В. М. Василенко, В. С. Воронов, П. К. Галауне, М. М. Постникова,
А. Б. Салтыков, С. М. Темерин, А. К. Чека-лов, Б. А. Шелковников, Л. И.
Якунина), графики, книги, плаката. Проведены значит, исследования зарубежного
иск-ва - др.-восточного (М. Э. Матье, В. В. Павлов, Н. Д. Флиттнер), европейского
(М. В. Алпатов, А. В. Банк, Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, Н. М. Гершен-зон-Чегодаева,
А. А. Губер, М. В. Доб-роклонский, А. Н. Изергина, В. Н. Лазарев, В. Ф.
Левинсон-Лессинг, А. Д. Че-годаев, Н. В. Яворская), Азии, Африки, Америки
(О. Н. Глухарёва, Л. Т. Гю-зальян, Б. П. Денике, Р. В. Кинжалов, С. И.
Тюляев и др.). Ряд важных работ посвящён исследованию взглядов на иск-во
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, изучению революц. иск-ва в России
и за рубежом, передовым демократич. и социалистич. движениям в иск-ве ка-питалистич.
стран. Теории иск-ва посвятили свои работы сов. архитекторы и художники:
А. А. и В. А. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.В. Жолтовский, А.С.Голубкина, Б.
В. Иогансон, В. И. Мухина, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон.
Заслугой совр.
Лит.: Маркс
мирового И. является систематич. изучение не только европ. иск-ва - древнего
(Ш. Пикар, Г. Рихтер, Ф. Матц, Дж. Д. Бизли), ср.-век. (Д.Толбот Раис,
X. Зедльмайр, А. Грабар, О. Демус), Возрождения, барокко и нового времени
(Л. Вентури, Р. Фрай, Р. Лонги, Р. Хаман, О. Бенеш), но и культур Азии
(Э. Кюнель, А. У. Поуп, А. Кумарасвами, Р. Гиршман, О. Сирен, Дж. Туччи),
Африки (Ш.Диль, У. Байер), Америки (X. Р. Хичкок, М. Коваррубиас). Проблемы
архитектуры освещены как в трудах Н. Певзнера, Л. Откёра, 3. Гидиона, Б.
Дзеви, так и в высказываниях крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, В. Гропиус,
Ле Корбюзье и др.)- Среди совр. направлений наиболее влиятельны иконология
(раскрытие мировоззренческого смысла иконогра-фич. мотивов - А. Варбург,
Э. Панофский) и исследование структуры памятника (П. Франкастель), связанное
иногда с психологией творчества (Э. Гомбрих) или с психоанализом (Э. Крис).
Наряду с перенесением в И. строго науч. археол. методов (Дж. Кублер) распространено
переплетение истории иск-ва с его идеа-листич. теорией и эссеистич. критикой
(X. Рид, К. Зервос, Дж. К. Арган, М. Рагон). В сер. 20 в. в И. капиталистич.
стран значит, место занимают воинствующие идеалистич. воззрения, апология
упадочных антинар. явлений в иск-ве; сложились ревизионистские теории (Р.
Гароди, Э. Фишер). Одновременно возрастает роль социологич. изучения иск-ва,
отчасти под влиянием марксизма и советского И. (Ф. Анталь, А. Хаузер).
Укрепляются и силы марксистского И. (Р. Бьянки-Бандинелли, С. Финкелстайн).
Больших успехов достигло И.
Румынии (Дж. Опреску, Г. Ионеску), Болгарии (Н. Мавродинов, А. Обретенов),
Чехословакии (А. Матейчек, Я. Пешина), Югославии (Дж. Бошкович, С. Радойчич).
К. и Энгельс Ф., Об искусстве, М., 1957; Ленин В. И., О культуре и искусстве,
М., 1956; Н е-дошивин Г., Итоги и перспективы развития советской теории
искусства, в сб.: Вопросы эстетики, в. 1, М., 1958; Против ревизионизма
в искусстве и искусствознании, М., 1959; Искусство и критика, М., 1960
(на обложке); История европейского искусствознания. От античности до конца
XVIII века, М., 1963; Современное искусствознание за рубежом, М., 1964;
История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965;
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966;
Павлов П. А., Искусствоведение, в кн.: Союз Советских Социалистических
Республик, М., 1967; История европейского искусствознания. Вторая половина
XIX века - начало XX века, т. 1 - 2, М., 1969; Dresdner A., Die Kunstkritik,
Munch., 1915; Venturi L., Histoire de la critique d'art, Brux., 1938; Biatostocki
J., Pigc wiekow mysli о sztuce, Warsr., 1955; Schlosser J., La letteratura
artistica, Firenze, 1956; Кu1termann U., Geschichte der Kunstge-schichte,
W., 1966; Richard A., La critique d'art, P., 1968.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я