ИСМАИЛИТЫ
приверженцы
мусульм. шиитской секты (см. Шиизм), возникшей в Халифате в сер. 8 в. и
названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара
Садыка), сына к-рого они, в отличие от др. шиитов-исмаилитов, считали законным
седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате секта
И. выражала настроения той части шиитов, к-рая ожидала социального переворота,
отвечавшего чаяниям нар. масс. В 9 в. И. разделились на две подсекты, одна
из к-рых признавала "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, скрывавшихся
от преследований Аббасиоов; позлее получила назв. фатимидских И.), а другая
(позже получившая назв. карматов) считала, что имамов, как и пророков,
должно быть семь и поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила остаётся ожидать
мах-Su. Идеологическая система И. состояла из двух доктрин: "внешней" (захир)
- общедоступного учения для рядовых членов секты, и "внутренней" (батин;
отсюда др. название И.- "батиниты"), к-рую открывали лишь членам высших
степеней. Первая мало отличалась от умеренного шиизма. Вторая включала
аллего-рич. истолкование Корана и "внешней" доктрины, а также общую систему
философии и знаний (в соединении с теологией), основанную гл. обр. на неоплатонизме
и философии Аристотеля. В 1-й четв. 11 в. от И. откололась секта друзов.
После 1078 фатимидские И. раскололись на низаритов и мусталитов (по имени
Низара и Мустали - двух сыновей фати-мидского халифа Мустансира, правившего
в 1036-94). Мусталиты преобладали в Египте, низариты в Иране, Сирии и Индии.
В Иране низариты создали своё гос-во с центром в Аламуте (1090-1256).
Идеология И.
получила отражение в ср.-век. лит-ре на араб., перс., урду и др. языках:
исмаилитские трактаты, стихотворения и поэмы Насира Хосрова (1004- между
1072 и 1088), поэзия Ни-зари Кухистани (1247-1320), Хаки Xoрасани (17 в.)
и др.
Большинство
совр. И.- низариты. Они проживают в Пакистане, Индии, Иране, Ираке, Сирии,
Афганистане, Китае, Бирме и др. странах Азии; в Египте и ряде стран Вост.
Африки; в СССР - в Горно-Бадахшанской авт. обл. В 40-х гг. 19 в. - 40 х
гг. 20 в. центром их был Бомбей, куда в нач. 40-х гг. 19 в. переселился
46-й имам И. С сер. 19 в. имамы И. стали носить титул Ага-хан. При Ага-хане
III (имам И. в 1885-1957) к руководству И. пришла крупная буржуазия. 49-й
имам И. (с 1957) Ага-хан IV Карим - мультимиллионер; имеет титул "королевского
высочества", к-рый присвоен ему брит, королевой и шахом Ирана; обычно живёт
в Зап. Европе. Все низариты обязаны платить ему дань.
Между 11 и
16 вв. часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Зап. Индию. Там
мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм MH. выходцев из индусских
торг.-ростовщич. каст. T. о., в Гуджарате возникла община "бохра", превратившаяся
со временем в торг, касту. На рубеже 18-19 вв. началось расселение "бохра"
по всей Индии и за её пределы в страны Вост. Африки, Аравии, Юго-Вост.
Азии. В кон. 19 - нач. 20 вв. господствующее положение среди мусталитов
заняла верхушка буржуазии "бохра".
Лит.: Семенов
А. А., К догматике памирского исмаилизма, Таш., 1926; Бертельс A. E., Насир-и
Хосров и исмаилизм, M., 1959; Беляев E. А., Мусульманское сектантство,
M., 1957; Левин С. Ф., Организации исмаилитской буржуазии в Пакистане,
"Краткие сообщения Ин-та народов Азии", 1964, т. 71; Строева JI. В., Исмаилиты
Ирана и Сирии XI - XII вв. в зарубежной и советской литературе, в кн.:
Историография и источниковедение истории стран Азии, [Л.], 1965; Петрушевский
И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, [Л.], 1966 (имеется подробная библиография);
Ivanow W., Brief survey of the evolution of Ismailism, Leid, 1952; его
же, A guide to Ismaili literature, Teh., 1963; Hodgson M., The Ismailistate,
в кн.: Cambridge History of Iran, v. 5, 1968, p. 422-82. И. П. Петрушевский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я