ИСТИНА

ИСТИНА верное
отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение
её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека
и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям
древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное
(в действительности.- Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..."
(Метафизика, IX, 10, 1051 Ь. 9; рус. пер., М.- Л., 1934). Эта традиция
в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза,
К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г.
Чернышевский, Л. Фейербах и др.).


В идеалистич.
системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных
объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с
его априорными формами (И. Кант). Нем. классич. идеализм, начиная с И.
Фихте, внёс в трактовку И. диалектич. подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс
развития знания.


Представители
экзистенциализма, вслед за дат. мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И.
субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности.


Точка зрения
сторонников субъективно-пдеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности
как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как
соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм),
либо,
наконец, как наиболее простой, "экономичной" взаимосогласованности ощущений
(Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность
предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р.
Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный
характер.


Согласно диалектич.
материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории,
к-рые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности.
В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеч. представлений,
"...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества..."
(Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).


Наука - не
склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение
от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому,
точному. Этот процесс безграничен.


И. относительна,
поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях,
отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания
ограничена ис-торич. условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом
смысле И.- "дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению
с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория
истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым
как частный случай более полной и точной теории (напр., классическая механика
И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между
теориями в их историч. развитии получило в науке название принципа соответствия.


Диалектич.
материализм "... признает относительность всех наших знаний не в смысле
отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов
приближения наших знаний к этой истине" (там же, с. 139). Абсолютизация
относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.


В каждой относительной
И., поскольку она объективна, содержится "частичка" абсолютного знания.
Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и
не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество
движется по пути овладения абсолютной И., к-рая в этом смысле складывается
из суммы относительных И."...Человеческое мышление,- писал В. И. Ленин,-
по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая
складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки
прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины
каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы
дальнейшим ростом знания" (там же, с. 137).


Одним из осн.
принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности
И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в к-рых находится
объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций
его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими
формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки.
В. И. Ленин отмечал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"...,
если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной
применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных
условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится
не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта.
К. Маркс писал, что "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной
истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике
должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность
своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления,
изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос" (М арке К.
и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-2). В нашем сознании правильно,
объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то,
что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие
о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым
опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия
предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся
найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию,
к-рое он образовал.


Проблемы, связанные
с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории
познания
и социологии познания. А Г. Спиркин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я