ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР один
из основных жанров изобразительного иск-ва, посвящённый ист. событиям и деятелям,
социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому,
И. ж. включает также изображения недавних событий, ист. значение которых признано
современниками. Основные виды произв. И. ж.- ист. картины, росписи, рельефы
и круглая скульптура, станковая графика. И. ж. часто переплетается с др. жанрами
- бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей
прошлого, групповые портретно-ист. композиции), пейзажем (ист. пейзаж); особенно
тесно с И. ж. смыкается
батальный жанр, когда он раскрывает ист. смысл военных событий. Эволюция
И. ж. во многом обусловлена развитием ист. воззрений, социально-политич. взглядов,
а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистич.
обществах, с ростом классового и нац. самосознания, со стремлением воплотить
в иск-ве передовые обществ, идеалы. В И. ж. часто находили художеств, выражение
драма-тич. столкновения ист. сил, взгляд на народ как на активную движущую силу
истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.


И. ж. в его совр. виде
сформировался вместе с развитием науч. воззрений на историю (полностью лишь
в 18- 19 вв.), но мн. его особенности сложились значительно раньше. Зачатки
И. ж. известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях
или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Др. Египте
и Месопотамии ист. события воплощались либо в условных символич. композициях
(апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством я т. д.), либо
в циклах полулегендарных сцен, повествующих гл. обр. о подвигах правителя или
его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Др. Греции
представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологич. образы,
но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев - образцов гражд.
доблести (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, 477 до н. э., илл.
см. т. 7, табл. XXVIII; рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением
битвы греков с врагами, ок. 420 до н. э.). С распадом мифологич. устоев мировоззрения
стало возможным и драматич. изображение недавнего события с реальными героями
(сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 4-Звв. до н. э., известна по
рим. копии). Связь др.-рим. ист. рельефов с идеями могущества гос-ва проявилась
в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествоват.
фризах (колонна Траяна в Риме, 111-114), где роль символич. и мифологич. фигур
незначительна.


В ср.-век. Европе, где
господствовал теологич. взгляд на историю, религ. сюжеты рассматривались как
исторические, а реальные события изображались редко и условно (т. н. ковёр из
Байё, ок. 1080, илл. см. т. 4, табл. XXXVI, т. 5, табл. XXXII; миниатюры в ист.
хрониках). С ростом нац. самосознания связаны ист. сюжеты в рус. иконах (Битва
суздальцев с новгородцами, 15 в.; Церковь воинствующая, после 1552) и миниатюрах
(Кёнигсбергская летопись, кон. 15 в.; Лицевой летописный свод, 2-я пол.
16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются
в иск-ве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались
битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147-163). Черты ист. действительности
отражаются в ср.-век. росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи.
Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в кит., с 11-12 вв.- в япон. живописи,
с 15-16 вв.- в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Ср. Азии, Индии (Бабурнаме,
кон. 16 в.).


А. Мантенья. Триумф Цезаря.
Картон. 1485 - 88. Хэмптон-корт. Лондон.


Собственно И. ж. начал
складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных
событий были уже в 14 в. средством пропаганды обществ, идей. В 15 - нач. 16
вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло,
илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), торжеств, событий совр. жизни (Мелоццо да
Фор-ли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа
обращались к прошлому (в основном античному) как к героич.
идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона
свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению ист. событий.
В 16 в. итал. художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили
человека как героя истории, представляя ист. сюжеты в идеальном, вневременном
плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматич.
судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политич. сюжетами (Казнь
Савонаролы)


В 17-18 вв. академизм выдвинул
И. ж. на первый план, понимая его как высокий жанр, включающий религ., мифологич.
и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжеств, по
своему строю ист. картины. Помпезные историко-аллего-рич. композиции представляли
монархов в облике антич. полководцев (III. Лебрен во Франции); для иск-ва 18
в. характерны и эффектные декоративные
решения ист. тем (Дж. Б. Тьеполо в Италии). Широко распространялись гравюры
ист. содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути И. ж., связаны
с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные
общественно-этич. пафоса образы благородных антич. героев (Смерть Гер-маника,
1626-27); Д. Веласкес (Испания) с глубокой ист. объективностью представил конфликт
противоборствующих сил - феод. Испании и бурж. Голландии (Сдача Бреды, 1634;
илл. см. т. 4, вклейка к стр.
369); П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял ист. реальность с фантазией
и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорич. композициях
(циклы История Константина, История Марии Медичи, ок. 1622-25); Рембрандт
(Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерл. революции в сцене выступления
стрелков в поход (т. н. Ночной дозор, 1642) и в легендарном драматич. эпизоде
освободит, борьбы батавов (Заговор Юлия Цивилиса, 1661). В России И. ж. начал
развиваться в 1-й пол. 18 в., с появлением рус. светского искусства и ист. науки;
сочетанием патриотич. патетики, торжеств, праздничности и документальной точности
отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв н празднеств Петра I), батальные
картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти
Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской
М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64).


Во 2-й пол. 18 в., в эпоху
Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение И. ж.: поступки
древних или ср.-век. героев воспринимаются как урок обществ, морали. Успехи
археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности,
точности деталей. Накануне Великой франц. революции строгие, мужественные картины
главы революц. классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского
Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражд. долга,
прозвучали как призыв к борьбе (Клятва Горациев, 1784, илл. см. т. 7, табл.
XLII). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные
события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, илл. см. т. 7, стр. 479; Смерть
Марата, 1793, илл. см. т. 7, табл. XLII). Дальнейший ход политич. жизни Франции
определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и
его армии (в картинах Давида и А. Гро). Рус. И. ж. во 2-й пол. 18 в. также связан
с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом к-рого стала Академия
художеств; ведущую роль играла большая тематич. картина (А. П. Лосенко, И. А.
Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. И. Козловский), посвящённые
героям не только античной, но и нац. истории - древней и новой. Отечеств, война
1812 привлекла внимание рус. художников к героич. подвигам ист. деятелей и простых
людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о др.-рус. героях; в скульптуре-Минин
и Пожарский И. П. Мартоса, 1804-18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814-36). Война
за независимость в в Северной Америке 1775-83 стимулировала в иск-ве США демократизацию
И. ж., стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Трамбалл).


Трагич. аспекты истории
вошли в И. ж. в нач. 19 в., в чём отразился драматизм революц. битв и сопротивления
народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому
порыву нар. героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев
в ночь на 3 мая 1808 года, ок. 1814, илл. см. т. 7, вклейка к стр. 25). Прогрессивные
франц. романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили И. ж. духом протеста
против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием
драматич. противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом
революц. романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830),
горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых
боёв; ярко выразительны здесь и аллегорич. фигуры, и типич. характеры участников
революц. битв. Романтич. веяния сказались и в рус. И. ж.; трагич. события современности,
волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний
день Помпеи (1830-33), посвящённой судьбе антич. цивилизации, обречённости
людей, противостоящих слепой разрушит, стихии. Большую роль в формировании идеалов
и методов рус. ист. живописи сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях
на религ. темы проблемы ист. прогресса, нравств. возрождения народа, создавший
систему подготовки большой картины с помощью многочисл. эскизов и натурных этюдов.
В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг - к теме
нар. антифеод, войн прошлого. С национально-освободит. движениями связано развитие
романтич. И. ж. в Бельгии (Г. Вапперс; Л. Галле, илл. см. т. 6, стр. 68), Италии
(Ф. Айес), Чехии (И. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (А. Гротгер), Румынии
(К. Д. Розенталь).


Многочисленны были и группы
консервативных романтиков, искавших в ср,-век. прошлом свой ист. и эстетич.
идеал. Идеями воскрешения ср.-век. иск-ва руководствовались нем. назарейцы
и позже англ, прерафаэлиты. Сентимент. сцены рыцарской эпохи создавали
нем. художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили
картины П. Делароша (Франция), с мелодрама-тич. сюжетами и обилием бытовых деталей.
И. ж. классицизма, закостеневший в отвлечённых антич. сюжетах (Д. Энгр, Франция),
сменился салонно-академич. псевдоист. композициями, где торжествовали претенциозность
и порой явная пошлость.


В сер. 19 в. бурное развитие
обращённого к современности реалистич. иск-ва изменило характер И. ж., на время
снизило интерес к большой ист. картине. Характерно распространение историко-бытовых
картин, где воссоздавались колорит эпохи, повседневная жизнь в точных деталях
(Э. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Новый тип ист.
картины создал А. Менцель (Германия), к-рый как бы проникал взглядом в жизнь
отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха П.
Идеи нац. возрождения, освободит, борьбы питали И. ж. Польши (Я. Матейко), Чехии
(М. Алеш, илл. см. т. 1, стр. 422; Я. Чер-мак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М.
Мункачи), в к-ром романтич. традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям
и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистич. изображением конкретных
условий жизни народов.


С 1860-х гг., с ростом
демократич. движения и развитием ист. науки, начинается подъём рус. И. ж. В
рус. ист. живописи 2-й пол. 19 в. были и мелодраматич. картины, вызывавшие сочувствие
к жертвам насилия (К. Д. Флавицкий), и раз-влекат. костюмные изображения древ-нерус.
быта (К. Е. Маковский), и салонно-академич. античные сцены (Г. И. Се-мирадский).
Но осн. путь рус. И. ж. связан с расцветом демократич. реализма; он определялся
широким интересом художников к отечеств, истории, к её драматич. противоречиям
и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших ист. деятелей, но и нар.
масс. Вслед за В.
Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16-17 вв., жи-вопасцы-передвижники
(Н. Н. Ге, илл. см. т. 6, вклейка к стр. 153; Н. В. Нев-рев, А. Д. Кившенко)
и близкий к передвижничеству скульптор М. М. Антокольский (илл. см. т. 2, стр.
92) утвердили в И. ж. убедительность и достоверность психологич. и бытовых характеристик,
внимание к драматич. социальным коллизиям, критич., обличит, тенденции. Особой
эмоцион. силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотич. произвола
(Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и могучего вольнолюбия народа (Запорожцы,
1878-91). История нар. масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова
(Утро стрелецкой казни, 1881; Боярыня Морозова, 1887; Покэрение Сибири
Ермаком, 1895); показывая, как в трудные моменты ист. переломов складываются
судьбы народа и нац. характер, выковываются героич. личности, он запечатлел
в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и
богатое живописное целое нар. массу, старинную архитектуру, пейзаж, художеств,
особенности быта. Эпич., былинный дух рус. древней истории воскрешал В. М. Васнецов
(Богатыри, 1881-98, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 329), облик моек, старины
разных эпох - А. М. Васнецов (илл. см. т. 4, вклейка к стр. 328). К истории
войн, к судьбе их рядовых
участников обратился В. В. Верещагин (илл. см. т. 4, табл. XLIX).


К кон. 19 в. в И. ж. стал
обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью
образам (героич. композиция франц. скульптора О. Родена Граждане Кале, 1884-86).
Вневременная символика и стилизация характерны для ист. живописи П. Пювиса де
Шаванна (Франция),
Ф. Ходлера (Швейцария). В рус. И. ж. усиливаются лирич. переживание прошлого,
интерес к ист. колориту, духовной атмосфере эпохи (М. В. Нестеров, М. А. Врубель,
Н. К. Рерих); в картинах А. П. Рябушкина, С. В. Иванова, В. А. Серова рус. старинный
быт изображён с глубоким лиризмом и с заострённой характерностью, подчас с чертами
сатирич. гротеска. Графики Мира искусства (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е.
Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины, в
к-рой видели источник красоты и поэзии.


К кон. 19- нач. 20 вв.
в И. ж. входит тема революц. борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графич.
циклы нем. художницы К. Кольвиц Восстание ткачей, 1897-98, и Крестьянская
война, 1903-08, илл. см. т. 7, табл. XXI; картины С. В. Иванова, И. И. Бродского,
В. Е. Маковского, А. В. Моравова, поев, событиям Революции 1905-07 или революционерам
прошлого). Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, мн. художники
20 в., борющиеся за гуманистич. идеалы, придают своим ист. произв. прямое политич.
совр. звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий,
прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагич. экспрессии (анти-фаш.
произв. нем. художников О. Дикса, Ж. Гроса, X. Грундига; фрески мекс. художников
Д. Риверы, Д. Сикейроса, X. К. Ороско); наряду со сложными условно-символич.
формами (Герника П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политич.
идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона).


Сов. И. ж. присущи объективность
и историч. конкретность изображения событий, взгляд на них с позиций партийности,
марксистско-ленинского понимания ведущих закономерностей истории в её революц.
развитии, раскрытие роли народа как творца истории. В сов. иск-ве сложилась
и заняла почётное место историко-революц. тематика. В первые годы Сов. власти
революц. события находили часто символико-аллегорич. воплощение (картины Б.
М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Рост политич. сознания художников,
успехи революц. преобразования страны, путь иск-ва к социалистич. реализму определили
появление этапных произв. сов. И. ж.: в живописи -Оборона Петрограда А. А.
Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (1937)
Б. В. Иогансона, посвящённые В. И. Ленину полотна И. И. Бродского (илл. см.
на вклейке к ст. Ленин В. И.), А. М. Герасимова (илл. см. т. 4, вклейка
к стр. 376), И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова (илл. см. т. 6, вклейка
к стр. 344), М. Б. Грекова (илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), П. М. Шухмина,
Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутате-ладзе; в скульптуре - обобщённые
ист. образы Булыжник - оружие пролетариата И. Д. Шадра (1927; илл. см. т.
4, табл. III), Октябрь А. Т. Матвеева (1927; илл. см. там же).


1. А. П. Рябушкин. Сидение
царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. Третьяковская
галерея. Москва. 2. В. А. Фаворский.


Кутузов. Гравюра на дереве.
1945.


Великая Отечеств, война
1941-45 побудила художников обратиться к событиям мужеств. борьбы сов.народа
против фашизма и к героич. прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов,
А. П. Бубнова, илл. см. т. 4, стр. 83, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова). В послевоенные
годы художники посвящают свои произв. В. И. Ленину и революц. истории страны,
подвигам сов. людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным
героям истории (Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола Б. В. Иогансона
и др., 1950; картины Вл. А. Серова, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 377, Г. М.
Коржева, Ю. Н. Тулина, И. А. За-риня, Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого, илл.
см. т. 3, вклейка к стр. 152 и табл. XIII, Г. С. Мосина, М. Ш. Бруси-ловского;
скульптура Н. В. Томского, Е. В Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, илл. см. т. 4, стр. 100;
графика В. А. Фаворского, илл. см. т.7, табл. XXII, Е. А. Кибрика, В. И. Касия-на).
И. ж. в иск-ве др. социалистич. стран посвящён эпизодам нац. истории, борьбе
с фашизмом, победе социалистич. обществ, отношений: картины И. Петрова (Болгария;
илл. см. т. 3, табл. XXIX), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского
(Польша); скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР). Велико значение
И. ж. в воспитании патриотизма и пролетарского интернационализма, в раскрытии
классовых противоречий в истории общества, в утверждении ист. оптимизма и веры
в торжество коммунистич. идеалов.


Илл. см. на вклейках -
к стр. 568-569 и табл. XXXIX, XL (стр. 560-561).


Лит.: Русская историческая
живопись. Выставка 1939г. [Каталог], М., 1939; Русская историческая живопись
до октября 1917 года. [Альбом], М., 1962; Череиская М. Г., Советская историческая
живопись, М., 1969; Зименко В., Советская историческая живопись, М., 1970; Locquin
J., La peinture d'histoire en France de 1747 a 1785, P., 1912; Вriegег L., Die
deutsche Geschichts-malerei des 19. Jahrhunderts, В., 1930; С о
1 in P., La peinture europeenne au XIX siecle. Le romantisme, P. - Brux., 1935.К.
Г. Богемская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я