ИСТОРИЯ
(от
греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано,
исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле
можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики,
права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей
его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его
настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку,
науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить
на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны;
до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно
обусловливают друг друга" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,
с. 16, прим.). Марк-систско ленинская ист. наука изучает развитие человеческого
общества как "...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности
и противоречивости, процесс" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т.
26, с. 58).
И. как процесс
развития общества. И.
общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества
возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историч.
творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое
является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя
возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют
природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом
сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях,
занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень
их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий,
конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих
коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий,
человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных
и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич, двигатели,
затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во.
Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до
сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно
познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального
произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный
процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к
сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих
коммунизм.
Процесс ист.
развития человечества носит объективный характер. На развитие общества
оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии:
уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих
им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.), геогр. среда, плотность
и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и
др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном
счёте, является материальное произ-во, т. е. создание жизненных средств,
необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства
охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают
между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает
социальный, политич. и духовный строй общества, определяет тип господствующих
в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной
ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь
общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей
субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного
общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение
его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём
экономич. базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой
системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением
отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности.
Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые
задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления
после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших
их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими
направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист.
развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки:
политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос.
теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы
производств, отношений: первобытнообщинный, рабовла-дельч., феод., капиталистич.
и комму-нистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций.
Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих
и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой
и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным
фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие
способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими
источниками общественного развития.
Изменение в
развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими
производств, отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной
возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества
между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности
и политич. учреждения, к-рые поддерживают их, и классами, группами людей,
заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений,
к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу
производит, сил. В антагонистич. формациях несоответствие материальных
производит, сил общества существующим производств, отношениям проявляется
в классовой борьбе (см. Классы, Классовая борьба). Изменение форм
собственности и политич. учреждений всегда затрагивает классовые интересы
людей и возникающие внутри общества противоречия, к-рые могут быть разрешены
только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является
социальная революция.
Гл. творцом
И. являются нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич.
и духовном развитии человеческого общества. Историч. опыт свидетельствует,
что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Наиболее активной
она становится во время социалистической революции, социалистич.
и коммунистич. строительства. Социалистич. революция в корне меняет ход
мировой И., она знаменует начало перехода к новой обществ, эре, к принципиально
новой обществ, системе - бесклассовому обществу.
Критерием обществ,
прогресса наряду со степенью развития производит, сил, освобождением нар.
масс от оков неравенства и угнетения являются также успехи в развитии общечеловеческой
культуры, формирование этики и морали. В постепенном овладении силами природы
вехами ист. развития являются открытия "тайн" природы - энергии огня, воды,
пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной
связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие
человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада,
родов и племён к народностям и нациям, от эксплуататорских
обществ - к социалистич. обществу.
Развитие человеческого
общества имеет и пространственный аспект. Человек из очагов первоначального
появления (см. Антропогенез) постепенно расселился по земному шару,
осваивая новые, всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то
степени продолжается и в наст, время.
Пройденный
человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития общества.
Если первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет, то последующие
этапы своего развития общество проходило постоянно ускоряющимися темпами.
Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным
у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя
или даже врем, регресса, а в др. случаях - особенно интенсивного развития.
Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т.
д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдаются
расцвет, подъём, в других - упадок, застой. У народов и стран, находящихся
на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., клас-сич. антич.
рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феод,
и капиталистич. формациях, в строительстве социализма в различных странах).
Но общая тенденция ист. развития состоит в смене обществ.-экономич. формаций,
хотя во всемирной И. вообще после возникновения первой анта-гонистич. формации
наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций.
Так, в наст, время наряду с двумя осн. формациями - социализмом и капитализмом
- у ряда народностей сохранился феод, уклад (Африка, Азия). Совр. общество
вступило в новую эру своего развития
- эру бесклассового коммунистич. общества, в к-ром постепенно будут преодолены
все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса
приобретёт поистине всемирный характер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я