ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА
, миниатюры, одна из основных школ иран. миниатюры, сформировавшаяся
на рубеже 16-17 вв. при дворе шаха Аббаса I в г. Исфахан. В И. ш. наряду
с книжной илл. широко распространяются портретные и жанровые миниатюры
на отд. листах, собираемых в альбомы. Миниатюры И. ш. в значит, мере утратили
многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для
всей предшествующей иран. миниатюры. Осн. значение получил виртуозный рис.,
исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, и придающий
фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре И. ш. сохранились
традиц. черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота
в изображении фона и в орнаменте одежд. Становление стиля И. ш. связано
с творчеством её крупнейшего представителя Реза Аббаси. В миниатюрах художников
сер. и 2-й пол. 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф,
Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает
более реалистич. трактовку. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся
под влиянием европ. живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман,
Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произв., нередко на темы христ. мифологии,
применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу
в изображении пейзажных фонов. К нач. 18 в. это "европеизирующее" направление
становится преобладающим. См. вклейку к стр. 417 и рис. 3
на вклейке, табл. XXVI (стр. 352-353).
Реза Аббаси.
"Пастух". 1634. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
Мохаммед Заман.
"Бахрам Гур и дракон". 1675 - 76. Британский музей. Лондон.
Лит.: Денике
Б., Живопись Ирана, М., 1938; Персидские миниатюры 14 - 17 вв. [Альбом].
Вступит, статья О.
Ф. Акимуш-кина и
А. А. Иванова,
М., 1968; Stсhоиkine J., Les peintures des manuscrites de Shah Abbas 1-er
a la fin des Safavis, P., 1964. А. Т. Адамова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я