ЙОГА

ЙОГА (санскр., букв.- связь,
единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих
к устным традициям 9-8 вв. до н. э,), 1) в самом общем смысле - учение
и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения
высших пси-хич. состояний. В этом смысле И. составляет необходимую часть
всех филос. и религ. систем др. и ср.-век. Индии, рассматривается в них
как важнейшее средство реализации этич. и религ. идеалов, высшим из к-рых
является полное освобождение человека от пут материального существования.
Осн. идеи И.: параллелизм микрокосма - человеч. психофизиологии - и космич.
тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к
переустройству самого себя находят соответствие в игре космич. сил; постепенность
овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через
психику биологич. телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и
возможность развития в любом живом существе особой йогач. силы, способной
кардинально изменять естеств. миропорядок. Осн. понятия и действия И.:
подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой,
пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т. д.); фиксированное
в определ. фигуре положение тела - а с а н а; созерцание фиксированного
(реального или мыслимого) объекта - о х а в а н а; состояние транса, характеризующееся
резким изменением ментального и эмоцион. состояния,- д х ь я н а; равновесно-сосредоточенное
состояние психики, в к-ром она приобретает свойства гомеостатич. системы
(необратимости психич. процессов),- с а м а д х и. На основе идей и понятий
И. развилась особая система анатомо-физиологич. представлений о циркуляции
жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально
важных центрах тела (чакра). Особое развитие И. получила в тантристских
сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

2) Одна из шести ортодоксальных систем
инд. идеалистич. философии, суммарно изложенная в "Й.-сутре" Патанджали
(2 в. до н. э.- 2 в. н. э.?). Осн. идея - достижение духовного освобождения
субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психич. деятельности и приведения
в равновесие осн. тенденций индивидуального существования (сат-тва-уравновешенность,
раджас -актив-ность, тамас - инертность). В И. Патанджали различаются 8
стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате
йогич. усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего,
познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абс. свободы.

3) И. как форма последоват. умозрения
веданте), противопоставленного психофизиологич. упражнениям,
(т. н. хатха-Й.). Эта разновидность И., получившая наименование раджа-Й.,
даёт интеллектуальное осмысление всем йогич. действиям, представляя их
как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего
субъекта с абс. реальностью.

В новое и новейшее время в И. получили
развитие нек-рые тенденции клас-сич. индуистской И., наиболее видными представителями
к-рой явились Вивека-нанда (идея интегральной И.- конец 19 в.) и Иогананда
(40-50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская И. получила особенное развитие
в Тибете и Японии. Опыт психофизиологич. практики И., позволявшей поддерживать
жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита
жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной
и дыхат. систем, изучается современной клинич. медициной, эксперимент,
психологией и физиологией.

Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога,
СПБ, 1912; В и в е к а н а н д а С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакриш-нан
С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, M., 1957, с. 296 - 330; Aurobindo,
The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology,
Oxf., 1949; D a s g u p-ta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924;
E 1 i a d e M., Patanjali et Ie Yoga, P., 1962.

Д. Б. Зилъберман, A.M. Пятигорский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я