ЙОГАЧАРЫ
виджнянавадины, последователи
одной из двух крупнейших (наряду с мадхъямикой) религ.-фи-лос. школ
буддизма
махаяны.
Осн. идеи учения И. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями
И. считаются: Асанга (4 в. н. э.) - осн. соч. чЙога-чарьябхуми", "Махаяна
сампариграха" и "Абхидхармасамуччая" - и Васубанд-ху (5 в. н. э.)
- осн. соч. "Вьякхьякж-ти", "Вимшика", "Трамшика". Расцвет школы относится
к 6-8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху
(труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших
буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. к-рых сохранились гл. оор.
в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.
Конкретизируя общее положение буддизма
И. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской
Лит.: Щербатской Ф. И., Теория
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
о единств, реальности и ценности психич. бытия личности, И. развивают идею
исключит, значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого
содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих
стремлений, есть бодхи (букв, чпросвет-ление"), или нирвана; как
средство её достижения у И. особенно культивировалась йога. Одновременно
в школе И. была распространена концепция алая виджняны ("сокровищницы сознания",
букв, "накопленного сознания"), своеобразного всесознания, абс. сознания,
имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для
всякого эмпирич., индивидуального сознания.
логики, создав самостоятельную её отрасль - т. н. буддийскую логику с совершенно
оригин. разработкой проблем дихотомич. классификации категорий, построения
фигур силлогизма и др.
познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09;
P а д х а-кришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956,
с. 534-51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1 - 2, Leningrad, 1930-32;
W о 1 f f E.,Zur Lehre vom Bewufitsein (Vijnanavada) bei den spateren Buddhisten,
HdIb., 1930 (Diss.); Ta-k u k a s u J., The Essentials of Buddhist philosophy,
Honolulu, 1947. В. П. Лугина.