ЙОРДАНС
(Jordaens) Якоб (19.5.1593,
Антверпен,- 18.10.1678, там же), фламандский живописец. Сын торговца тканями.
С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Создал
большую мастерскую для выполнения многочисл. заказов.
Я. Иордане. Автопортрет (фрагмент).
В иск-ве И. с большой силой выявлены
Я. Иордане. "Сатир в гостях у крестьянина".
В лучших картинах И., выполненных в
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Галерея Уффици. Флоренция.
нар. основы и реалистич. устремления флам. школы, такие её черты, как ярко
чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм.
Вместе с тем в творчестве И. значит, роль играли связи со старой нидерл.
традицией и с наследием Караваджо. В ранних произв. И. ("Семейный
портрет", ок. 1615, Эрмитаж, Ленинград; "Поклонение пастухов", 1618, Нац.
музей, Стокгольм) родственны каравад-жизму плебейская характерность фигур,
тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов,
контрастная светотень.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
1620- 1630-х гг. ("Воспитание Юпитера", 1620, Карт, га л., Кассель; "Семейный
портрет", ок. 1622-24, Прадо, Мадрид; "Аллегория плодородия", ок. 1625-28,
Музей старинного иск-ва, Брюссель; "Бобовый король", 1638, Эрмитаж), определились
особенности его реализма - пристрастие к полнокровным крест, и бюргерским
типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому
жанру и жанровой трактовке религ. и мифологич. тем, энергичная и сильная
плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. И.
пишет парадные, перегруж. фигурами композиции, в к-рых иногда чувствуются
напыщенность и ложный пафос (панно "Триумф принца Фридриха Генриха Оранского",
1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага). Лит.: [С м о л ь с к а я H.],
Якоб Иордане. [Альбом], M., 1959; Puyvelde L. van, Jordaens, P. - Brux.,
1953.