ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА

ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА свод
общепринятых в междунар. торговом мореплавании правил, регулирующих распределение
между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна,
груза и фрахта убытков, понесённых к.-л. из этих лиц, вследствие расходов
и пожертвований, произведённых во время морской перевозки намеренно для
спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. И.-А. п. были
выработаны междунар. конференцией представителей торг, палат, судовладельцев,
грузовладельцев и страховых компаний ряда стран, веду-щих морскую торговлю,
в 1864 в г. Йорке (Великобритания), в 1877 существенные изменения в них
были внесены на конференции в г. Антверпене.

Йорк (Великобритания). Собор. 1070 -
1470.

Наибольшее распространение имеет совр.
редакция И.-А. п., принятая на конференции Меж-дунар. морского комитета
в Амстердаме в 1950. Хотя И.-А. п. не являются ни законом, ни междунар.
соглашением и применение их в каждом отд. случае основывается на соглашении
перевозчика с грузовладельцем, большинство стандартных форм
чартеров
и
коносаментов,
в т. ч. и тех, к-рые применяются сов. пароход-ствами, содержат условие
о применении И.-А. п.

И.-А. п. подразделяются на литерные
(от "А" до "С") и цифровые (I-XXII) правила. Цифровые правила содержат
положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение
убытков от выбрасывания за борт части груза в целях спасения судна и остального
груза, от тушения пожара на судне и т. п.), а также к определению размера
отд. видов убытков и стоимости спасённого имущества. В литерных правилах
содержится определение общей аварии (правило "А") и ряд др. положений общего
характера. И.-А. п. оказали значит, влияние на законодательство об общей
аварии большого числа стран; с нек-рыми уточнениями и изменениями они воспроизведены
в Кодексе торгового мореплавания СССР.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я