КАББАЛА
(др.-евр., букв.- предание),
мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения
неоплатонизма
и
мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов.
Уже трактат "Книга творения", созданный между 3 и 8 вв. и представляющий
собой первый опыт абстрактного умозрения на др.-евр. языке, учит о 32 элементах
мироздания, к к-рым относятся не только 10 первочисел (как в греч. пифагореизме),
но и 22 буквы евр. алфавита. К. в собств. смысле слова возникает в нач.
13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях
взаимосвязи и противоборства с арабско-евр. филос. движением в Андалусии.
Основополагающий памятник К.- "Книга сияния", или "Зогар", написанная на
арамейском яз. в Кастилии в кон. 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею
Леонско-му (Моше де Леон), к-рый, однако, предпочел выдать её за наследие
талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму
аллего-рич. толкования на библейские тексты. К. понимает бога как абсолютно
бескачественную и неопределимую беспредельность ("Эн-Соф"), как отрицание
всего предметного. Однако это ничто есть одновременно всё в предметах,
в к-рые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т.
о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации).
Неопределимый
бог приходит к определённости в 10 "Се-фирот", или стадиях своего смыслового
саморазвёртывания, аналогичных "зонам" гностицизма ("Венец", "Мудрость",
"Разумение", "Милость", "Сила", "Сострадание", "Вечность", "Величие", "Основа",
"Царство"); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось
в виде "древа Сефирот". В своей совокупности "Сефирот" образует космич.
тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего
в себе потенции мирового бытия (ср. гностич. миф о божеств, человеке, существовавшем
до начала времён). Строго говоря, для К. нет ничего, кроме и вне бога,
а потому зло может быть представлено в этой строго монистич. системе лишь
как модус самой божеств, субстанции. Особый аспект К. составляет т. н.
практич. К., осн. на вере в то, что при помощи спец. ритуалов, молитв и
внутр. волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космич.
процесс истории (напр., приближать пришествие Мессии), ибо каждому "возбуждению
снизу" (от человека) не может не ответить "возбуждение сверху" (от бога).
Важнейший авторитет практич. К. - Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия,
по прозвищу Ари (1534-72); разработанная им система каббалистич. теургии
оказала влияние на такие мистич. течения в иудаизме 17-19 вв., как саббатианство
и хасидизм.
С 15 в. интерес к К. распространяется
в кругах христ. учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами
христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико
делла Мирандола, И. Рейхлин, К. Агриппа, А. Т. Парацелъс
и
др.). Очень близко к К. подошёл Я. Бёме в своём учении о происхождении
мирового конфликта из самой природы бога. Поверхностное усвоение символов
К. можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К. прямо или опосредованно
испытывали Г. Гегель, В. Соловьёв, H. Бердяев, К. Г. Юнг, M. Бубер.
Марксизм рассматривает К., как и др.
течения зап.-европ. мистики этой эпохи, как фантастич. отражение
в обществ, сознании кризисных явлений, к-рыми сопровождался переход от
средневековья к новому времени.
Лит.: L a n g е г G., Liebesmystik
der Kab-bala, Munch., 1956; S cholera G., Major trends in Jewish mysticism,
4 print, N. Y., 1969, p. 119 - 286. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я