КАБУКИ

КАБУКИ один из видов классич.
театра Японии. Его истоки в нар. песнях и танцах, исполнявшихся бродячими
актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, к-рая с 1603 выступала с жен.
труппой. Хотя в сценках, к-рые исполняла О-Куни, основой были любовные
песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургич. композиций, со
временем всё более усиливавшиеся. В 1629 жен. труппы были запрещены под
предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях
К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфич. амплуа актёров-исполнителей
жен. ролей (оннагата, или ояма).


Особого расцвета театр К. достиг в
кон. 17 - нач. 18 вв., во время подъёма гор. культуры (т.н. период Гэнроку,1688-
1703). Был сделан большой шаг вперёд от иск-ва подражания (мономанэ) к
более естеств. манере игры. Важное значение приобрели движения и сценич.
речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро
и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.


Кризис феод, строя привёл к жёсткой
регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась
условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были муз.
сопровождение и декорации, кано-нич. позы (миэ) и каноны игры (ката), парики
и специфич. для К. грим кума-дори (красный цвет символизирует справедливость,
страстность, смелость; синий - хладнокровие, злость, безнравственность
и др.). Утвердилась традиция преемственности сценич. имён, установились
замкнутые актерские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й пол.
18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург
Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, к-рая вместе с "дорогой цветов" -
ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрит, зал) стала значит, завоеванием
театра К.


Кабуки. Слева - Утаэмон VI исполняет
танец оннагата в пьесе "Мусумэ додзёдзи". В середине - Итикава Эбидзо (в
центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе "Бэнтэн мусумэ" (сцена поединка на
мечах.). Справа - Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе "Аяцури Самбасо"
(сзади в роли ассистента - актёр Итикава Кодаю).


К кон. 18 в. центр иск-ва К. перемещается
из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением ист. драм
(дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэва-моно).
Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Нам-боку
и реалистич. манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.


После бурж. революции 1867-68 (т. н.
революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистич. развития, что сказалось
на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы.
Ставятся ист. драмы (ка-цурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность
приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава
Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиц. сце-нич.
приёмы.


В 1966 в Токио в целях сохранения классич.
театра К. был открыт гос. театр "Кокурицу гэкидзё". Актёры К. состоят на
службе у двух крупных кинокомпа-ннй "Сётику" и "Тохо", а также в единственной
независимой театральной труппе " Дзэнсин дза "


Театр К. дважды гастролировал в СССР
(1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами- Ити-кавой
Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.


Лит.: Конрад H. И., Театр Кабуки,
в сб.: Театральный Октябрь, Л.- M., 1926; его же, Театр Кабуки, Л.- M.,
1928; Кабуки, [пер. с англ.], M., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб.,
M., 1965; Г у н д з и Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., M.,
1969. Б.В.Раскин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я