КАЗАНЦЕВА ТОРМОЗ
автоматич.
однопроводный прямодействующий тормоз ж.-д. подвижного состава с воздухораспределителем
конструкции Ф. П. Казанцева (см. Тормоз).
Воздухораспределитель серии АП заряжает
запасный резервуар сжатым воздухом, наполняет тормозной цилиндр и выпускает
из него воздух. К. т. обеспечивает ступенчатый отпуск тормозов и ступенчатое
торможение. При длительном торможении на затяжных спусках тормоз не истощается,
т. е. при экстренном торможении в любой момент движения обеспечивается
расчётное нажатие тормозных колодок. Однако нормальное действие тормозов
возможно лишь при определённой зарядке тормозной системы до давления 0,5
Мн/м2(5
кгс/см2). Такой воздухораспределитель был назван жёстким,
т. к. при более высоком давлении не происходит торможения, а при более
низком давлении, независимо от темпа его изменения, происходит самоторможение,
что затрудняет эксплуатацию. Казанцевым был сконструирован также полужёсткий
воздухораспределитель серии К, к-рый обеспечивал нормальную работу тормозов
при изменяющемся давлении в магистрали. Особенность конструкции К. т.-
диафрагменное уплотнение поршней и применение клапанов в воздухораспределителе.
Впервые в СССР К. т. был применён взамен
тормозов фирмы "Вестингауз" в 1925 на грузовых поездах; к 1933 был заменён
тормозом с воздухораспределителем конструкции Матросова (см. Матросова
тормоз).
Лит.: Карвацкий Б. Л., Автотормоза,
4 изд., M., 1948; Казаринов В. M., Автотормоза, 2 изд., M., 1963.
E. В. Клыков, В. Г. Иноземцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я